Когда я в первый раз созванивалась с Яшей, скажу честно, немного волновалась: всё-таки абсолютный победитель международной олимпиады. Не у каждого взрослого есть такие награды. Но деваться некуда – в редакции давно ждут материал с лучшим из лучших. Ну что ж, выдыхаю и …
И передо мной сидит вполне себе обычный парень, в футболке и объемных наушниках: вокруг него нет плакатов с формулами и молекулами, он не одет в лабораторный халат, на нём нет специальных очков. Наверное, поэтому и разговор у нас потом тоже идёт вполне обычный: о школе, друзьях, родителях.
И что самое интересное, Яша не рассказывает мне какой-то романтической истории о том, как он ещё в начальной школе понял, что биология – это его, и как дальше они шли с этим предметом рука об руку. Нет, всё гораздо проще, приземлённее: в шестом классе, когда Яша был круглым отличником, по биологии вдруг нарисовалась четвёрка, и дабы исправить ситуацию, учитель предложил написать олимпиаду. Мол «выиграешь – поставлю пять». А дальше так и получилось: благо к муниципальному этапу всеросса готовиться практически не нужно – достаточно внимательно слушать учителя на уроках.
Но теперь эта история ещё больше не укладывается в моей голове: ученик челябинского гуманитарного лицея не просто попадает в сборную России, так ещё и обходит всех на международной олимпиаде. А как же все эти частные школы, специализированные классы? Разве не их выпускники обычно становятся лучшими? Свои размышления я случайно высказала вслух, на что Яша только рассмеялся: «ни в одной сборной на олимпиаде я не встречал кого-то из частной школы». Что ж, вот так мои иллюзорные представления об олимпиадниках окончательно разрушились о такого простого старшеклассника – Яшу Коробицына.
Но что-то же в нём должно быть особенное? Что-то «олимпиадное»? И ответ приходит ко мне только тогда, когда Яша начинает рассказывать о своей подготовке: «Я садился готовиться только тогда, когда мне самому этого хотелось. Правда, чем ближе была эта олимпиада, тем чаще возникало у меня это желание». Мне как человеку, хоть и ответственному, да и такой же круглой отличнице, как он, удивительно - как задания можно решать «с удовольствием»? И, наверно это недоумение читается в моих глазах, когда он как-то по-детски смеётся и выдаёт такое взрослое, осознанное «это же жизнь». А потом немного задумывается и продолжает: «Наверное, поэтому стобалльников по ЕГЭ у нас больше трёхсот, а пять золотых медалей мы получаем впервые в истории». И, пожалуй, только сейчас я понимаю, что в этом спокойствии и искреннем желании узнать что-то новое и есть секрет.
Поэтому-то Яша так легко и выбрал свой путь: сначала читал учебники, чтобы узнать, как устроен он сам, потом задумался об остальном мире. Тогда и книги стали сложнее, и читать захотелось больше, а дальше папа посоветовал съездить в «Сириус», оттуда и началось: олимпиады-сборы-подготовка-снова олимпиады: перечневые, региональные. И поэтому ребятам-школьникам Яша даёт такой простой совет: начинай раньше, участвуй больше. «Обычно все начинают узнавать об олимпиадах только в середине 11-класса, когда скоро уже поступать. Но начать готовиться к международной олимпиаде в этом время и выиграть её… Не знаю, это нужно быть гением,» - этими словами Яша словно ещё раз напоминает мне о том, что ребята-победители – не какие-то «сверхлюди», и о том, что достичь этого может каждый, если во время найдёт дело по душе. Причём даже не обязательно всегда и во всём быть первым: даже Яша в серьёзных олимпиадах выигрывал не всегда, правда «неплохие результаты» показывал постоянно.

Фото из личного архива
При этом его не обзывали «ботаником», с ним не переставали общаться одноклассники, у него не было никакого выгорания и желания всё бросить. А зачем? Он же учится не ради баллов, медалей, грамот, славы. Ему просто интересно, и всё тут. Поэтому и мечтаний о будущей успешной жизни нет, всё приземлённое: «доучиться в институте на бакалавриате, магистратуре, аспирантуре», «не попасть в армию». А на мои вопросы о дальнейшей карьере он только пожимает плечами: «Это же далеко всё». Но почему-то я уверена, с биологией он уже не расстанется, просто не сможет. Слишком уж он её полюбил.

Фото из личного архива