Лето близится к закату. Кто-то потихонечку готовится к школе, собирает канцелярию, а кто-то торопится выполнить задуманные дела. Но, кажется, времени на хорошее кино хватит у всех. Что же посмотреть? Лови нашу подборку кинокартин прошлого века, получивших признание во всём мире.
«Сталкер» 1979 год
Открывает рейтинг одна из знаковых работ режиссера Андрея Тарковского. В основу сюжета фильма был положен известный научно-фантастический роман — «Пикник у обочины» братьев Аркадия и Бориса Стругацких. Но, как заметил сам режиссер, к окончанию съемок от романа остались только имя главного героя и Зона — таинственный охраняемый мир, куда Сталкер ведет отчаявшихся спутников. В этой драме переплетаются кино жанровое и авторское: проводник ведет двух странников по запретной территории, или Зоне. А путешествие из мира по эту сторону, снятое в сепии, внутрь Зоны, показанной в цвете, стало метафорой путешествия в бессознательное — желания, страхи, воспоминания и фантазии.

«Челюсти» 1975 год
Думаю, любителям ужасов по вкусу придутся «Челюсти» Стивена Спилберга — идеально снятый напряженный приключенческий фильм.
Сюжет следующий: огромная акула терроризирует остров Эмити — вымышленный курорт в Новой Англии. Лето на подходе, а экономика Эмити держится на туризме, поэтому шеф полиции Мартин Броуди в исполнении Роя Шайдера должен что‑то предпринять. Когда океанограф (Ричард Дрейфус) и пожилой рыбак (Роберт Шоу) вызываются ему помочь, он решает найти способ избавиться от гигантского убийцы.
К слову, «Челюсти» — первая студийная картина, которую предполагалось снять на море, неподалеку от Мартас-Винъярд в штате Массачусетс. Прибрежная зона там была неглубокой, и механические акулы не пошли бы на дно. Однако из‑за плохой погоды, технических неполадок и перфекционизма Спилберга бюджет фильма вырос вдвое, а съемки вместо запланированных 55 дней шли едва ли не втрое дольше. Реплики были переписаны под стать персонажам, а из‑за поломки механических акул Спилберг под девизом «Меньше — больше» нагнетал напряжение с помощью недомолвок и музыки Джона Уильямса, получившего Оскар за работу над саундтреком. Фильм вышел с помпой, старания окупились. «Челюсти» стали самой кассовой картиной в истории, пока двумя годами позже рекорд не побили «Звездные войны».

«Пианино» 1993 год
Удивительная история запретной любви в Новой Зеландии XIX века, созданная режиссером Джейн Кэмпион (осторожно: фильм для совершеннолетних). На холодном, изуродованном погодой пляже немая женщина Ада Макграт вместе с маленькой дочкой Флорой и скромным приданым ожидает нового мужа. По прибытии Алистер отказывается брать с собой пианино Ады, и его приобретает Джордж — белый мужчина, живущий среди коренного народа маори. Он соглашается продать пианино обратно клавиша за клавишей в обмен на уроки музыки. Но чувство, вскоре вспыхнувшее между Адой и Джорджем, ставит под угрозу будущее всех героев.
Каково это - жить без статуса и каки-либо средств? Именно в этом нестабильном положении находится Ада. А пианино выступает неким символом цены за свободу и возможности. Символом по-своему трагическим.
За этот фильм Джейн Кэмпион, которая получила номинацию на Оскар за лучшую режиссуру. И к слову, пока что она остается единственной женщиной — обладательницей «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.

«Бегущий по лезвию» 1982 год
Третий полнометражный фильм Ридли Скотта — дерзкая зрелищная картина. Действие этого футуристического нуара происходит в Лос-Анджелесе — суетливом, антиутопическом городе, залитом дождем.
Харрисон Форд играет Декарда, списанного с крутых детективов 1940‑х. Как «бегущий по лезвию», он должен выслеживать «репликантов» — гуманоидов, чье пребывание на Земле незаконно. Он получает задание найти группу военных оперативников, которые попали на Землю и пытаются продлить ограниченный срок своего существования. Но чем глубже Декард погружается в дело, тем больше вопросов у него возникает к собственному существованию и воспоминаниям, которым он придает огромное значение.

«Криминальное чтиво» 1994 год
В своем втором фильме Квентин Тарантино, взяв клише второсортной криминальной литературы, блестяще переосмыслил криминальный жанр в пост-модернистском ключе. В фильме, снятому по сценарию Тарантино и Роджера Эйвери, преображаются узнаваемые тропы и образы персонажей нуара. Сюжеты трех взаимосвязанных историй распределены так, чтобы зрители постоянно перемещались то в прошлое, то в будущее. Сюжетные линии мелкого гангстера, его напарника и боксера пересекаются в нескольких сценах, образуя мозаику лос-анджелесского криминального мира, которым руководит Марселлас Уоллес в исполнении Винга Рэймса.
Но по‑настоящему запоминающимся его делают диалоги. Долгие монологи и обмены репликами, в основном, о житейских банальностях. Благодаря любви к третьеразрядной литературе, ставшей основой для образов и диалогов, Тарантино превратил «Криминальное чтиво» (осторожно: фильм для совершеннолетних) в классику поп-культуры, любимую публикой.
