ВПР уже на носу! И наверное, для вас, важнее всего сдать обязательные - русский и математику. Но как же разобраться во всех этих сложных заданиях: делать разборы слов, искать нужные предложения? Да и что, в общем-то, повторять? Именно поэтому репетитор русского языка и литературы Зоя Тихова решила разобрать работу и даже дала много полезных советов. Так что, скорее читай!
6 класс
Пожалуй, начнем с №2 задания, где нужно сделать несколько видов разборов: морфемный (или по составу), словообразовательный, морфологический и синтаксический.
И если с морфемным и словообразовательным разборами всё понятно, и нужно просто повторить, какие бывают части слова, чтобы случайно не спутать некоторые корни и окончания (как например в глаголах “беречь”, “стеречь”, “печь”, где корнем будет все слово), то в морфологическом разборе школьники делают ошибки чаще всего.
И как правило, ошибки всегда однотипные: ребята неправильно определяют начальную форму глагола и спряжения. Так что, лучше перед ВПР ещё раз повторить слова-исключения, чтобы потом правильно определить их спряжение.
А для синтаксического разбора, необходимо повторить все характеристики предложения, запомнить, каким частям речи соответствуют члены предложения.
Правила фонетики пригодятся для №3 задания. И здесь самое время вспомнить, что буквы я, е, ё, ю обозначают 2 звука: [й'а], [й'э], [й'о], [й'у]. А буквы "Ь" и "Ъ" звуков вовсе не обозначают. И помимо этого, повтори правила постановки ударений для следующего задания. Например, правильнее будет написать кУхонный, а не кухОнный - это прилагательное, связанное с кухней, так что ударный первый слог.
Ещё одно сложное задание - №6. Здесь школьники часто не знают, в каких случаях следует употреблять сравнительную степень прилагательных, а при каких числительных поставить верный род. Так что, повтори и это, иначе не заметишь, что правильными ответами в демоверсии будут "Пирог более вкусный, для обеих сестёр" (ИЛИ "Пирог вкуснее", "для обеих сестёр").
И конечно же, проштудируй фразеологизмы, чтобы в №14 задании написать значение и привести пример. С этим у ребят, к сожалению, проблемы. Правда за пару недель их не решить: для этого придётся больше читать и расширять свой словарный запас. Зато ты можешь запомнить основные фразеологизмы и их значения.
8 класс
В задании №2, нужно повторить то же, что и шестиклашкам. А для того, чтобы правильно выполнить морфологический разбор, нужно вспомнить часть речи и выучить все морфологические признаки. Сложнее может показаться синтаксический разбор, но всё, что тут нужно - правильно задать смысловые вопросы, и тогда часть речи определить будет не сложно.
А еще повтори правописание НЕ с разными частями речи. Иногда школьники не могут подобрать синоним к слову без НЕ или не знают, что слово без НЕ не употребляется (при слитном написании). А это пригодится тебе в задании №3. Например, в той же демоверсии нам подойдет ряд со словами “не связанный (причастие, есть зависимое слово) обязательствами, упражнение не задано (краткая форма причастия), не заячьи (притяжательное прилагательное) следы”.
Для задания №4 повтори правила правописания слов с НН для разных частей речи.
А чтобы не ошибиться в задании №6, помни: прилагательные употребляются либо в краткой, либо в полной форме. Поэтому пишем: “Поезд прибывает на станцию согласно расписанию” и “Моя подруга была скромна и красива” (ИЛИ скромная и красивая).
В задании №14 нужно будет выписать вводное слово и подобрать к нему синоним. На самом деле, оределить его легко: убрав из предложения, смысл не особо поменяется. Так что, в данном случае, это слово - безусловно. А синоним к нему - конечно.