Бывает такое, что
и фотографом быть хочется, и в журналисты тянет. И тут на помощь приходит
репортажная съемка — идеальное решение для любителей писать и щелкать. Я
провела все лето за этим занятием и готова помочь вам обойтись без самых
распространенных ошибок. Так что если перспектива остаться без прогулки с друзьями и
жутко устать вас не пугает, добро пожаловать в мир репортажа!
1.
Без плана —
никуда
Как ни странно,
первый совет вообще не касается съемки. Если вы пойдете на большой фестиваль и
будете снимать экспромтом — ничего из этого не выйдет. Поэтому лучше всего заранее посмотреть программу от организаторов и подумать, что и когда вы будете фотографировать.
Вечером перед
мероприятием я тщательно планирую каждый свой шаг. Сначала выписываю все, что
интересно, зрелищно и важно, затем расставляю приоритеты и выстраиваю все в
хронологическом порядке. Лучше, чтобы план был у вас под рукой, и вы не
волновались о нем все мероприятие — для этого можно вбить его в календарь в телефоне или в специальное приложение для тайм-менеджмента.
! Учитывайте время на передвижение с
площадки на площадку и перекус, если мероприятие длится долго.
И, конечно, будьте
готовы скорректировать ваш план, если организаторы задержат какое-то событие.
2. Все
начинается с настроек
Согласитесь, будет
обидно, если вы упустите зрелищный кадр с открытия. Конечно, тех, кто снимает на
телефон, это правило чаще всего не касается, а вот счастливых обладателей фотоаппарата — вполне.
Лучше сразу перед мероприятием позаботиться об основных параметрах: выдержка, диафрагма, ISO. Только обязательно учитывайте
характер мероприятия, пространство и освещение. Вдруг мимо пробежит светящийся
гепард, а у вас выдержка длинная? Будет жаль его упускать, правда?
Как только я
попадаю в новую локацию, я сразу меняю настройки и делаю пару дежурных кадров.
Если мне нравится — с этим можно работать.
3. Много
ракурсов не бывает
Перед вами фотозона: как
будете фотографировать? Неужели просто прямо, как все остальные? А что, если
снизу, сбоку, издалека? Уже звучит интереснее! Пока есть время, пробуйте все
варианты. Люди любят нестандартные фотографии. Ищите возвышения, играйте с
задним и передним планом, тогда ваш репортаж явно выделится из серой массы.
Необычный способ сфотографировать человека в фотозоне
4. Запасайте
кадры впрок
Если вы сделали кадры и
решили, что вам достаточно, — вам кажется. Сейчас вам все нравится, а дома за
ноутбуком вы будете ужасаться тому, чем восхищались пару часов назад. Я не
преувеличиваю: сама часто страдаю от этого. То люди с
закрытыми глазами, то на заднем плане проезжает грузовик… Так вот, чтобы избежать вечера
разочарований, сфотографируйте одно и то же несколько раз. Можно даже с
настройками поиграться, чтобы точно было, из чего выбрать.
5. Главные герои
— гости
Просто снимать артистов
здорово, но тогда ваш репортаж будет лишен эмоций. Главный их источник — гости.
Молодая семья смотрит кино? Компания друзей смеется над шуткой ведущего?
Дедушка рисует для внука открытку? Все это отлично впишется в ваш репортаж и
заставит читателя проникнуться вашим материалом.
Компания друзей играет в настольные игры на фестивале короткометражек
6. Секрет в
деталях
Ограничиваться съемкой
гостей не стоит, на фестивале есть еще много всего интересного. Почему бы не
обратить внимание на отдельные объекты? Часто фотографии декораций с разных
площадок дополняют материал и делают его более ярким. Отдельные фотографии
способны отразить весь замысел мероприятия и создать эффект присутствия.
Да и
читателю всегда интересно будет посмотреть на то, чего еще никто не выкладывал.
7. Не
полагайтесь на память
Представьте, у вас очень
много фотоматериала, а вам еще текст к нему писать. И вот вы судорожно
пытаетесь вспомнить, где была сделана фотография, кто на ней запечатлен, и
зачем вообще она вам нужна. Проще записать всю информацию о кадре в блокнот или телефон. Например, я прямо во время мероприятия записываю аудиодорожки, в которых
рассказываю о своих эмоциях, основных мыслях и о том, что я фотографирую. Это упрощает работу с материалом в разы.
8. Шпионить —
полезно
Иногда чтобы чему-нибудь
научиться, проще понаблюдать за профессионалами, а не прошерстить весь
интернет. На крупных мероприятиях всегда много представителей прессы, в нашем
случае — фотографов. Посмотрите, какие площадки выбирают они, какие ракурсы
используют в разных ситуациях. Поверьте моему опыту, насмотренность решает. Но
не нужно думать, что они все делают идеально — у всех бывают неудачные кадры.
9. Лучше
переработать, чем недоработать
Даже если вы закончили
работать с одной из площадок раньше, чем планировали, оставшееся время можно
потратить на что-то еще. Очень многие интересные площадки на этапе планирования
отбрасываются, и как раз в свободное время можно к ним вернуться.
На одном из
фестивалей я за 7 часов прошла 28 км, поэтому с уверенностью говорю, что это
занятие завлекает. Но, если вы чувствуете, что устали, лучше потратить лишние
10 минут на отдых — никакой красивый кадр не стоит вашего здоровья.
10. Не забывайте про этику
Помните, что, если вы
оказались на мероприятии, нужно соблюдать нормы приличия. Не фотографируйте людей без их разрешения, не
мешайте работать аккредитованным фотографам, не щелкайте затвором во время
просмотра фильма или спектакля, не расталкивайте людей, чтобы пробраться к
сцене. А если все-таки пробрались, пригнитесь во время съемки, чтобы не мешать
другим. Помните, вы не одни, а хорошие кадры можно сделать и без хамства.
Ну и самое главное — ради
репортажей нужно жертвовать временем и силами. Если вы готовы к этому, вы
готовы к покорению репортажных вершин. Осталось только найти событие и взять в
руки камеру!
Лайфхаками для будущих журналистов-фотографов делится Дарья Тихомирова, школа №18, г. Иваново