Не успел начаться этот год с новыми изменениями, как в министерстве снова готовят сюрпризы. На этот раз – единые образовательные программы. И, с одной стороны, такие программы уже были в советских школах, и уже доказали свою эффективность. Но с другой, с того времени уже многое изменилось: и дети стали прагматичнее, и вузы при поступлении требуют не столько отличных оценок, сколько реальных навыков. Значит, наверное, и подходы нужны другие. И тут возникает вопрос: не помешает ли одно другому?
Старые ФГОСы и новые ФООП: в чем отличие?
Казалось бы – зачем вводить очередные стандарты, когда одни уже есть? Тем более что их только-только подогнали под современные условия. Но, дело в том, что ФГОС, к которому мы привыкли, - всего лишь рекомендация учителям, как им лучше построить обучение и урок. А уж следовать этому или нет – решение каждой отдельной школы.
Поэтому, как считают в министерстве, такие программы нужны, чтобы при переходе из одной школы в другую не приходилось переучиваться под новые учебники и нанимать репетиторов для того, чтобы те «подтянули» по предмету. Да и бедным детям не придётся учиться по «учебникам с ошибками», как говорит заместитель Председателя Госдумы, Петр Толстой.
В отличие от прошлых стандартов, новые программы не будут распространяться на все уроки сразу, а коснутся только русского языка, литературы, истории, обществознания, географии и ОБЖ.
Что станет с профильным образованием?
Впрочем, нововведение профессор ВШЭ не принимает и сейчас. Как и мы, она уверена, что будущее образования – за индивидуальными программами: «Учеными во всем мире доказано, что именно автономия образовательных организаций приводит к высоким показателям качества образования и достижений учащихся. Тем более, что вариативность, заложенная в наш закон об образовании, уже показала свою эффективность: начиная с 2009 года по международным исследованиям мы были в числе стран с самым высоким темпом улучшения образовательных результатов».
Так менять или не менять?
Нет, менять образование, конечно, важно и нужно. Вот только ориентироваться при этом нужно не на домыслы взрослых чиновников, а на реальные примеры - школы, в которых дети учатся с удовольствием, а потом поступают в университеты, и не «куда-нибудь», а действительно «на своё место». Или хотя бы на размышления ребят о том, что бы они изменили в своей школе. Может, тогда и ребята начнут любить ходить в школу, да и родители перестанут пачками забирать документы из школы. А общие программы… Может, чем-то они и помогут. А вы как думаете?