ОГЭ по биологии — единственный экзамен в 9 классе, формат которого в этом году поменялся. И самое интересное, что этот экзамен становится все больше похожим на ЕГЭ. О нововведениях, ловушках и секретах решения новых заданий расскажет преподаватель биологии образовательной компании MAXIMUM Education Полина Старостенко.
Все изменения в ОГЭ по биологии - 2023.
В этом году изменилась тольео первая часть, во второй - задания остались прежними. Так к чему же готовится?
Начнем с того, что общее количество заданий сократилось с 29 до 26. Но при этом максимальный первичный балл увеличился. Теперь он равен 48 (в 2022 году он был - 45). Почему так?
Формат многих заданий был изменен, и теперь проверяющие оценивают их бОльшим количеством баллов. Речь о заданиях 2, 6, 14, 16, 19 и 20.
А еще добавился отдельный блок заданий по экологии, такого вида заданий раньше в экзамене не было.
В этом году появились три задания нового формата, связанные с экологическими взаимоотношениями организмов. Все три задания объединены одной темой и одним рисунком.
И ещё одна неприятная новость: время на написание работы сократилось. Теперь экзамен по биологии длится 2,5 часа — 150 минут.
Задание №19
Мы видим рисунок экосистемы леса, в которой обитают разные организмы. В задании указано, что нужно выбрать характеристики дубового усача. Для этого мы должны найти его на рисунке и посмотреть, с какими организмами он взаимодействует. Преимущество этого задания в том, что мы можем воспользоваться методом альтернативных пар. Если один вариант из пары нам подходит, второй автоматически становится неверным.
Начнем с первой пары. Нужно задать себе вопрос: «Усач является паразитом или стволовым вредителем?». Мы видим, что он обитает на стволе, а называют его короедом, значит, он является стволовым вредителем. Вообще, стволовые вредители леса – это насекомые, обитающие и прогрызающие ходы в коре, лубе и древесине стволов и ветвей. Некоторые из них могут повреждать и корни деревьев.
Итак, с первой парой определились, можно переходить ко второй. Дубовый усач является хищником или растительноядным животным? Он поедает деревья, а, значит, питается растениями, а не другими животными.
Осталась последняя пара. Усач продуцент или консумент? Консумент, ведь продуценты – это растения или автотрофные бактерии. Для того чтобы не запутаться в этом задании, достаточно знать теорию и уметь работать с рисунками. А значит, в ответ записываем цифры: 2, 5, 6.
Задание №20
В следующем задании с данным рисунком нужно составить последовательность пищевой цепи, в которую входит мышь. В ответ необходимо записать буквы, а не цифры, как мы привыкли, но суть от этого не меняется.
Итак, мы обозначили на рисунке мышь. Пищевую цепь нужно начать с растения, ведь с продуцентов начинается любая пастбищная цепь. Какой буквой обозначен дуб? Р, запишем в клеточку.
Кто будет поедать дуб? Мышь и усач, но нам нужна мышь. Какую букву запишем? П.
Кто будет поедать мышь? Лисица. Вписываем букву Н.
А кто может поедать хищницу-лису? Пухоеды и клещи. Последняя буква М есть.
Но это не единственный вариант ответа. Кто еще может съесть мышь? Куница, значит вместо буквы Н, мы можем написать О. Оба варианта будут верны. Поэтому в ответ записываем буквы РПНМ или РПОМ.
Задание №21
Осталось последнее задание с данным рисунком. И если предыдущие два задания были похожи на старые форматы заданий ОГЭ, то это абсолютно новый формат. Он приближен к новому заданию из ЕГЭ на прогнозирование результатов эксперимента. Только в нашем случае отличается тема. В условии сказано, что зябликов становится меньше, их численность сокращается, и нужно понять, как это повлияет на пядениц и ястребов. Начнем с пядениц. Найдём их и зябликов на схеме. Кто кого будет поедать? Зяблики едят пядениц.
А если численность хищников падает, что происходит с численностью жертв? Она возрастает, ведь теперь их меньше стали поедать. Логика помогла ответить на первый вопрос. Переходим к ястребам. Их также нужно найти на схеме. Кто кого будет поедать? Конечно, ястребы – это хищники, поедающие зябликов.
А если еды стало меньше, что произойдет с хищниками? Их численность будет уменьшаться, ведь теперь не все будут выживать из-за недостатка еды. Опять же логика помогла ответить на вопрос. Однако, применение логики – это лишь инструмент, упрощающий решение, знание теории также необходимо. Так что в ответе записываем 12.