Мы любим истории. Самые разные – сказки и повести, романы и анекдоты, детективы и фэнтази. Мы их читаем, пересказываем, помним. Может потому, что все это множество не просто развлекает, но чему-то нас учит? А что же ИСТОРИЯ в единственном числе? Как научная дисциплина, предмет школьного, скажем, расписания? Вам не кажется несправедливым, что сегодня, в век «прорывных» технологий и цифрового всемогущества как предмет, или область знаний история в школе оказалась недооцененной среди выпускников, извините за выражение - «неперспективной»?
И вот я беседую с человеком, который отдал этой «неперспективной» науке лет двадцать из своей сознательной жизни, и думаю, как бы политкорректнее сформулировать вопрос, но он уже видно, давно понял к чему я клоню и в ответ, похоже, улыбается.
- Да.. - соглашается. Да, дескать, замечание вполне справедливое. Да, и ему приходилось с таким отношением сталкиваться, а причина?... Нет, она, по его мнению, не в моде на профессии и не в прорывных технологиях…
- А в чем же тогда? – я не отстаю.
И вот в этот момент в разговоре с Дмитрием Владимировичем снова наступает уже знакомая мне пауза, и я прямо физически ощущаю, как он взвешивает и перепроверяет слова и, наконец, формулирует: «Понимаете в чем дело…_моя задача как учителя – не просто рассказать о событиях и датах из прошлого. Ребята и сами могут прочесть это в учебнике или интернете. Я стараюсь объяснить им, что история – это уроки на будущее…»
Тогда он начал рассказывать конкретнее о том, как проводит свои уроки: он никогда не подает темы “на блюдечке”. Ему важно, чтобы ребята, изучая события, почувствовали себя настоящими историками: смотрели фотографии и воспоминания современников, отрывки из писем и летописей. И когда они погрузятся в прошлое, из них уже не придется “вытягивать” вопросы. Они сами их задают. Например, готовились ли политики времен Карибского кризиса к войне или все же пытались сохранить мир? А Октябрьская революция - действительно Революция или всего-навсего государственный переворот?
И тут, конечно же, на помощь приходит Дмитрий Владимирович: он подсказывает, направляет, чтобы ученики или, как ласково их называет учитель, Шерлоки Холмсы сами смогли прийти к верным ответам. Зачем? Нет, вовсе не для того, чтобы закрыть тему и перейти к другой. Это нужно, чтобы не повторять совершенных ошибок в своем настоящем, в будущем…
А за будущее своих учеников Дмитрий Владимирович переживает. Поэтому в конце беседы скромно признается, что хрустальный пеликан, цветы, поздравления коллег - это, конечно приятно, но главная награда для него - два выпускника-стобалльника, сейчас уже - студенты педагогического.