О том, что подготовку к ЕГЭ нужно включать в школах говорили уже с давнего времени. Почему идею новых форматов решили воплотить сейчас?
Мы искали способ, как распределить время занятий ребенка в школе, чтобы сохранить образовательную программу, выполнить все требования стандарта и организовать итоговое повторение учебного материала так, чтобы максимально помочь ребенку подготовиться к экзаменам.
Так, появилось решение заниматься подготовкой к экзаменам внутри школы, в правильно организованных практикумах, а не в часах внеурочной деятельности и дополнительного образования. И это обучение будет ничем не хуже: такое же системное, с понятными правилами для учителей, учеников и их родителей, с четко структурированными программами практикумов, которые разработали методисты вместе с учителями.
Мы проанализировали результаты экзаменов за последние три года и заметили кое-что интересное: результаты были выше у тех ребят, которые готовились к экзаменам в группах, чем у тех, которые занимались самостоятельно. Но мы говорим не о случаях, когда информатику в классе из 25 человек сдают только 5 учеников. Скорее, речь идет о группах, когда ребята, сдающие информатику, собираются из разных классов и занимаются вместе. В этом плане, хороший пример - московские предпрофессиональные классы, выбирающие одинаковые предметы на экзаменах. Предпрофессиональные классы показывают высокие результаты на итоговой аттестации.
Но предпрофессиональные классы есть не только в Москве. Например, у нас в Петербурге 66 школ получили гранты на создание специализированных лабораторий. А что с новым форматом учебы? Этот опыт регионы будут перенимать?
Кстати, о качестве формата. ВЦИОМ как-то приводил статистику, что 77% родителей недовольны тем, что школа “натаскивает” детей на решение заданий ЕГЭ, вместо того, чтобы давать им знания. Не усугубит ли эту проблему введение практикумов?
Да, именно поэтому мы акцентируем организацию работы на системных практикумах обобщающего повторения, а не решения многочисленных вариантов экзаменов, что часто называют «натаскиванием». У нас, конечно же, учебная деятельность не будет ограничиваться только практикумами. Во-первых, остаются обязательные предметы: математика, история, обществознание, физкультура, литература. И во-вторых, сохраняется изучение тех предметов, которые ученики предпрофессиональных и профильных классов (таких, как естественно-научных, технологических, гуманитарных) изучают углубленно. Например, если ребенок учится в ИТ-классе, то он в обязательном порядке продолжит изучать профильную математику и информатику до конца учебного года. А вот оставшееся учебное время будет уделено практикумам, которые, к слову, соответствуют ФГОСам, поскольку подстраиваются под учебную программу и ЕГЭ. Часто спрашивают про организацию подготовки к обязательному экзамену по русскому языку. Часов обобщающего повторения и подготовки к экзамену по русскому языку становится даже больше. В проекте предусмотрены дополнительные практикумы по русскому языку.

Отмечу, что частью этой комплексной подготовки будут городские контрольные работы в формате ЕГЭ по профильным предметам, которые пройдут в конце ноября-начале декабря. Благодаря им ребята потренируются, смогут найти свои слабые стороны, посмотрят, как им выгоднее распределить время и поймут, какое количество баллов каждый из них может предварительно набрать сейчас. Единые контрольные работы – это погружение в атмосферу настоящего экзамена.
Возможно ли не посещать некоторые практикумы только потому, что подготовка вне школы, например, с репетитором или в онлайн-школе к одному из предметов устраивает?И как часто тогда такие практикумы будут проходить в неделю?
На самом деле, здесь все зависит от количества выбранных экзаменов. В основном, ребята выбирают для сдачи 3-4 предмета. Поэтому практикумы будут распределены в основном расписании ежедневно и равномерно, с учетом предельно допустимой нагрузки. Конечно, если выпускник выберет больше предметов, заниматься ему придётся тоже больше. Но за максимальные 34 часа в неделю выходить никто не будет.
Прежде всего, мы уверены, что новый формат поможет повысить результаты ЕГЭ наших учеников, повысит их конкурентные преимущества при поступлении в ведущие столичные вузы. Проект позволит «разгрузить» насыщенный график каждому из них, сделать подготовку к экзаменам более организованной. И конечно же, взглянуть на школу по-другому: теперь это место, в котором возможно подготовиться к экзаменам ничуть не хуже, чем за его пределами.