Помните старую программу "Сам себе режиссер"? Где ведущий показывал смешные видео, снятые самими зрителями на "мыльницу", или камеру телефона с тремя мегапикселями? Так вот, когда я попала в "Сириус", я почувствовала себя в программе "сам себе журналист", ну или "сам себе автор, верстальщик, дизайнер, социолог, и всё прилагающее. Хотя рядом всегда и были мастера, которые чуть что случится, были готовы помочь, объяснить и поддержать, но основная работа всё равно легла на нас (иначе как бы у нас получилось почувствовать себя отдельной редакцией, журналистами).
Когда начался последний модуль, создание проекта, стало совсем любопытно и даже волнительно: потому что за три дня командой нужно было сделать не что-то любительское, а вполне себе профессиональный журналистский лонгрид.
Первым приоритетом я поставила «Образование», а в группу «Экология и природа» попала по второму, но почти не расстроилась, ведь на модуле связанном с образованием я уже была, а экология это то, чем я интересовалась последние 2-1,5 года. Участвуя в олимпиадах по экологии, узнала для себя много нового, начиная различными теориями и заканчивая необычными терминами.
Первая пара началась сразу после общего сбора в актовом зале. Оно и к лучшему, думала я - сейчас быстро выберем тему и за работу. Правда, всё было не так легко, как казалось. Хоть мы и поделились на группы, чтобы спокойно всё обсудить, без дискуссий не обошлось: все старались продвинуть свою тему, что вполне нормально, ведь каждый участник имел своё мнение и хотел поделиться идеями. А их, поверьте, было очень много и выбор давался нам тяжело.
В итоге уже после первой пары, выслушав друг друга ещё раз, мы смогли найти компромисс. Будем говорить об «истинном восприятии проблем экологии глазами подростков».
А дальше ... дальше и началось то самое любопытное и волнительное, о котором я говорила в начале. Если быть точнее - началась активная работа, в процессе которой мы были и авторами текстов, и редакторами, и корректорами, и интервьюерами, и фотографами, и верстальщиками. В общем, мы стали одной большой редакцией.
Процесс
На первых парах мы начали структурировать наш проект, придумали историю, распределили роли и блоки, которыми будут заниматься небольшие подгруппы. Главной героиней истории была девочка-подросток, которая, как и мы все, однажды заинтересовалась экологией и всем, что с ней связано. Из-за своей любопытности она пробовала найти информацию везде, где было можно. Отсюда мы и определили изучаемые блоки: интернет, семья, школа и молодёжные организации.
Нам было интересно, насколько подростки осведомлены об экологии, и мы запустили массовые опросы. В них респонденты указывали, откуда они узнают о проблемах окружающей среды и какими способами пользуются для её сохранения. Также мы с ребятами проводили небольшие интервью, беседовали с нашими сверстниками, учителями биологии и экологии, директорами школ, а ещё представителями волонтёрских организаций.
Весь процесс был интересным и запоминающимся, мы учились правильно коммуницировать в команде, понимать друг друга, работать сообща и укладываться в короткие дедлайны.
Начиная защищать проект, мы переживали, но уже совсем скоро почувствовали себя уверенно. За плечами стояла большая проделанная работа, а в зале сидели наши друзья, в глазах которых была видна поддержка и доброта. Да, было тяжело, где-то страшно, однако это новый, интересный и хороший опыт! Дальше – больше!
Слово мастеру
Работа над проектом вышла нелегкая. В короткие сроки ребята должны были собрать большое количество материала от совершенно разных людей: школьников, учителей, администрации школы и волонтерских сообществ. Внутри команды каждый выбрал для себя определенную роль и старался уложиться в дедлайн. Я думаю, что это хороший опыт для начинающих журналистов - научиться работать над большим текстом в команде, а не в одиночку.