В начале этой
недели мы решили узнать у вас, сколько времени вы тратите дома на то, чтобы
сделать уроки, и оказалось, что 23% ложатся спать, как только ставят точку в
последнем упражнении по русскому и закрывают последний учебник. А некоторым вообще приходится выбирать: либо учиться на пятерки и выполнять всю домашку, либо готовиться к экзаменам. В таком ритме про хобби, выборе
профессии и друзьях и говорить не приходится, когда даже на сон порой не остаётся времени?
И что самое
интересное, проблема эта совсем не новая: еще четыре года назад юнкор одной
школьной газеты рассказывала нам о том, что она и её одноклассники тратят на
учебу от 7 до 12 часов в сутки. И это при том, что даже наши родители работают
меньше. Да и после восьмичасового рабочего дня им не нужно бежать на курсы, по
пути сворачивая в ДДЮТ, а вечером читать какую-то умную книжку, чтобы «заботать»
олимпиаду в вузе.
И, казалось
бы, такими темпами из наших школ давно уже должны выпускаться современные
Ломоносовы, Лобачевские и Менделеевы, но Россия вот уже как несколько лет держится
на 35-40 месте по уровню образованности, а недавнее исследование мюнхенского info Institute вообще говорит, что
средняя школа не дает даже базовых интеллектуальных навыков 62% ребят.
Конечно, все
эти неудачи можно было бы сбросить на «нерадивых школьников, у которых одни
игрушки в голове», но и тут появляются вопросы. Потому что современные
школьники далеко не ленивые, просто прагматичные: многие из них уже в 5-8
классе понимают, кем они хотят быть, и им становится куда важнее не получить
пятерку в аттестат, а получить уже первые профессиональные навыки. Тем более,
что сейчас при поступлении в университет они ценятся куда больше, чем отличные
оценки.
Но даже
несмотря на то, как меняются дети, тенденции, поступление, домашнее задание
строится по старому доброму принципу «выучи стихотворение, нарисуй контурную
карту и реши 5-7-10 примеров по математике». И это логично, что у ребят
возникает вопрос «а зачем мне это нужно?». Только вот ответ «чтобы быть
молодцом» мотивирует теперь разве что отличников. Но и те, когда выполнят
задание, забывают о правилах буквально через неделю после того, как получат
оценку. Им нужно помнить кое-что поважнее.
Домашнее задание занимает огромное количество времени. Серьезно: я прихожу со школы и до ночи делаю домашнее задание. И зачастую это задание по тем предметам, которые мне вообще не важны. Но я должна их делать, потому что я отличница. Вот и получается, что я могу несколько часов сидеть над какой-нибудь математикой и естествознанием, а потом за 40 минут написать сочинение по литературе. И самое интересно в этом всём, что я наши классы разделены по профилям. Но почему-то профилей домашние задания не касаются
Варвара Дубовик, г. Выборг
Многим ребятам просто не нравится учиться после школы ещё и дома. А что касается меня, то я делала домашние задания по всем предметам вплоть до окончания 10 класса. В 11 классе мои приоритеты сместились на подготовку к олимпиадам и экзаменам. Поэтому сейчас я больше повторяю теоретический материал, анализирую произведения и решаю экзаменационные варианты. Остальные уроки я делаю по 1-1,5 часа перед сном, либо уже в школе на переменах
Сабзина Урмонова, г. Домодедово
Домашние задания всегда либо очень сложные, либо очень скучные, поэтому делать их не хочется. И я не считаю, что домашняя работа будет для меня полезна, потому что все свои навыки я оттачиваю в классе. Хотя, если сделать уроки более интерактивными, может, к ним и стали бы относиться по-другому
Владимир Денисов, г. Выборг
Многие считают, что домашнее задание им не пригодится, поэтому делать его становится слишком скучно. Хотя у меня периодически бывает такое, что именно домашняя работа помогает разобраться в теме, и, например, на следующий день я иду в школу с четким осознанием, что я всё поняла, и мне от этого спокойнее. Хотя было бы здорово, если бы часть домашней работы мы могли делать на уроке. Но пока нам только добавляют к домашке той работы, что мы не успели сделать в классе
Дарья Иванова, г. Выборг
Причем чаще
всего количество домашнего задания вообще никак не влияет на качество
образования. Возьмем хотя бы Финляндию: дети там могут уходить из школы вообще
без домашнего задания, зато ребята могут пробовать себя в разных профессиях, понять,
что им нравится, обучиться чему-то новому. А даже если во внеурочное время
учитель и скажет что-то сделать, скорее всего это будет задание, интересное
самим ребятам: например, создать свой проект или взять интервью у бабушки для
урока истории. Так, может, если похожую систему внедрить и у нас, это поможет
решить проблемы и с профориентацией, и со свободным временем, и с тем, что 72%
ребят не любят учиться в школе?
Но результата это, как правило, не приносит. Почему?