Об учёбе в Европе мечтали многие: уютные светлые классы, лёгкая по сравнению с российской программа, шкафчики и длинные перемены – именно так представляют себе учёбу за границей. А как на самом деле?
Маргарита – русскоязычная 11-классница из Эстонии. Она с удовольствием поделилась впечатлениями о буднях в обычной таллинской школе – а мы выяснили, насколько мечты о европейских школах соответствуют реальности.
По результатам исследования Организации экономического сотрудничества и развития (PISA) в 2015 году в области естественных наук эстонские школьники были на третьем месте, а в 2018 – на первом по всем критериям. Для сравнения Россия, участвующая в исследовании с 2000 года, никогда не занимала места выше 20-го: в 2018 году наши школьники оказались на 33-м месте по естественным наукам и на 30-м по математике, а в 2015 – на 32-м и 23-м.
Успех Эстонии объясняется просто – здесь взяли лучшее от советских и европейских школ и объединили вместе.
Учиться приходится ещё до школы
Дети в стране сначала посещают подготовительные курсы, на
которых учатся считать до десяти, читать и писать, пересказывать тексты. Дальше с первого по девятый класс они ходят в школу, а после
выбирают, получать гимназическое образование и учиться до двенадцатого класса
или идти в колледж.
Индивидуальный подход и классы для отстающих
Первые 4 года оценки в Эстонии не выставляют: вместо этого
учитель составляет для каждого ребёнка табель успеваемости, куда вносит учебные
достижения и пробелы в знаниях, которые необходимо устранить. На пятом году
обучения вводится пятибалльная система оценивания, но индивидуальная работа со школьниками
продолжается: несмотря на то, что в эстонском классе может быть до 24 человек, все
ошибки разбираются отдельно для каждого, пока остальные выполняют задания.
Маргарита: У нас есть классы для отстающих детей – если у ученика совсем «завал» с предметами, его переводят в отдельный класс. Там с ним занимаются по отдельной программе. Для детей, у которых есть вопросы по конкретному предмету, раз в неделю проводится консультация.
Домашнюю работу никто не отменял
В отличие от системы образования в Финляндии, на которую ориентируется Эстония, об отмене домашних заданий речи не идёт – их задают,
даже в начальной школе. Считается, что, если с ранних лет приучать детей
выделять время на учёбу вне школы, проблем с успеваемостью будет меньше, а
ребята научатся тайм-менеджменту и в дальнейшем смогут без проблем освоиться в
старших классах и университете.
Домашние задания несильно отличаются от наших: эстонские школьники могут решить задачу, построить график или диаграмму, сделать доклад с презентацией.
Маргарита: В нашей школе задают немного или не задают вообще. Принцип такой: если хочешь что-то знать, учи сам. Это связано с тем, что экзамены близко – нам оставляют время на подготовку и учебные проекты. При этом учиться всё равно сложно, потому что нужно постоянно готовиться к контрольным и тестам.
Технологии – в помощь
На всех этапах обучения детям, учителям, школе и даже родителям помогает система eKool. Администрация через неё отчитывается перед государством и составляет расписание, а преподаватели выставляют через платформу оценки, следят за пропусками и пользуются готовыми материалами для уроков. А ученики и родители там же могут связаться с учителями, отслеживать успеваемость и посещение, повторять пройденное в классе.
Платформа доступна на пяти языках: эстонском, русском, английском, французском и немецком.
По сути, она напоминает наш Дневник.ру, только пользуются ей в каждой семье, это скорее уже вошло в привычку, как у нас - бумажные дневники и учебники
Родителей – в школу! Но не для разборок
Родители в эстонском образовании играют такую же важную роль, как школа. Они постоянно должны быть на связи с учителями, особенно первые годы обучения. Согласно эстонскому законодательству, 9 классов образования должно быть у всех, поэтому первые годы школа не может исключить ученика. Если правильно воздействовать на него не получается, администрация или педагоги связываются с родителями.
Семья школьника зачастую участвует и в других аспектах школьной жизни: до старших классов именно родители и, по желанию, учителя организуют детям экскурсии и другие мероприятияМаргарита: В гимназии более самостоятельное обучение: нам часто говорят, что мы сами принесли документы в эту школу, так что, если не хотим учиться, можем уходить. Ученики знают, что за прогулы и неуспеваемость их могут отчислить.
Экскурсии действительно организуют родители, но и преподаватели попадаются креативные. У нас замечательная учительница английского: мы как-то сказали ей, что хотим сходить в телебашню. Она с нуля составила экскурсию на английском языке и провела её нам – а мы сделали презентацию с отчётом.
С учителями напряженно
Учителя, несмотря на большую нагрузку, получают не очень много – 971€ при средней зарплате 1242€ и довольно больших налогах. Из-за этого преподавателей не хватает, а те, кто работает в школах, могут и ругаться на студентов, и иногда даже унизить.
Маргарита: у нас был учитель, которого пару лет назад увольняли из школы за то, что он присылал неприличные фото одной девочке. Сейчас его опять взяли. Мне кажется, это сделали от безысходности – учителей совсем нет. Наверное, им даётся возможность восстановления в должности с какими-то условиями.
Большинство ребят тоже не любили школу
Маргарита: Лично я себя чувствую очень счастливой! У нас развита школьная жизнь: был день без рюкзака, часто проводятся киновечера и квесты. Организационные вопросы тоже решаются эффективно: например, недавно многие просили закрепить за каждым определённое место в столовой. УП связался с администрацией – теперь у каждого из нас есть свой стол.
Кажется, эстонская система образования – пример баланса между Востоком и Западом, учёбой и самодеятельностью, учениками и учителями. Все участники образовательного процесса вовлечены в него – при этом скучной школьную жизнь в стране не назовёшь. Конечно, эстонскую школу не стоит романтизировать: в ней есть недостатки, как и в любой другой. Но она совершенствуется, ориентируясь на учеников