Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Школьные новости
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

олимпиадыэкзаменыисториякультурапоступлениекнигиОГЭисследованиеДевятиклассникаминтересные фактыСПбГУЛучшее на СтенеПсихологияКак сдать ЕГЭтрендыМГУволонтерствоспортновости кинонеделисоветыпутешествияКаталог вузовЕГЭ 2018профориентацияпрофессииКуда сходитьподросткиЕГЭ-2024саморазвитиеобразованиекуда поступатьНовый годжурфакличный опытКнижная полка ПУжурналистикарецензияЕГЭ 2024кинолайфхакиКаталог профессийВостребованныесоветы психологаНа практику — в ПУ!интервьюискусствоРособрнадзоритоговое сочинениешколаподготовка к ЕГЭкаталог сочиненийСочинениеподготовка к ОГЭкарантинМинистерство образованияолимпиадаТеатрлитературародителиподготовка к экзаменамрейтинг вузов75 лет ПобедыКем бытьСпецпроектыопросувлеченияна практику — в ПУ!хоббиВаши историиприемная кампания 2024киносуббота с ПУКонцертУчительразвлеченияНовостиработакарьерамузыкаотношенияПоступление 2024фильмы и сериалыВУЗрейтингрусский языклайфхакичто посмотретьстудентамфестивальЧто почитатьЕГЭ-2022вопрос-ответвузы
ТОП авторов
Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 31

Елизавета Уварова

Опубликовано статей: 7

Екатерина Волгина

Опубликовано статей: 14

Илья Воробьев

Опубликовано статей: 8

Дарья Хрипунова

Опубликовано статей: 8

София Харламова

Опубликовано статей: 5

Пять углов
Борьба с кодификатором

Борьба с кодификатором

Иногда литература бывает интереснее, чем кажется. В этом убедилась Вероника Хмелевская, СПбГУ, г. Санкт-Петербург

Просмотры
1074
Раньше я думала, что уроки по литературе делаются так - пришёл учитель и сорок пять минут говорит о чем-то нудном. Кто-то из класса это слушает, а у остальных глаза слипаются от скуки. В таком состоянии я проучилась десять лет, но в начале одиннадцатого класса ко мне пришло осознание того, что передо мной огромный список кодификатора, каждое произведение из которого нужно прочитать, проанализировать, да еще и несколько цитат оттуда запомнить. Выхода не было: нужно было что-то делать, и я стала читать все произведения по списку с самого его начала. 
Сразу начинать с объемных книг и эпопей представлялось мне делом губительным. Я понимала, что разрушу всю мотивацию сейчас и всё: прощай 100 баллов по литературе и мечты о Петербургском университете. Поэтому из бед стоило выбирать меньшее. Так, на моей книжной полке и появились сборники Бунина и Чехова. Я начала с самых простых «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон». Их было легко читать, сильно не нагружаясь, но, впрочем, и себя в этих рассказах было найти сложно, ничего в них не задевало, а весь смысл забывался и просто проходил мимо. 

А потом на элективах по литературе нас попросили прочитать «Ионыча». Конечно, поначалу это тоже показалось невыносимо скучным: какой-то доктор проводит свои дни в обществе глупых людей. А вот ближе к середине (до куда я никогда не дочитывала раньше) стало интереснее: доктор влюбился, начались прогулки по кладбищам, неуверенные размышления, глупые поступки. Сопоставить себя с этим образом не составило никакого труда. Вполне себе обычный человек, с вполне себе обычными проблемами. Я даже как-то задумалась - а с теми ли людьми я общаюсь? А не отупляет ли это общение меня? 

В общем, теперь, когда я легко смогла встать на место героя, чтение пошло только приятнее. «Человек в футляре» оказался ещё более похожим на меня своими тревожными мыслями и мелочными переживаниями о том, «как бы чего не вышло».

Так началось мое знакомство с литературой, и хотя большое количество букв все ещё настораживало меня, к более сложным текстам стало переходить куда проще. Например, «Чистый понедельник», действительно растрогал меня: детальное описание образов, чувств, мыслей дали возможность погрузиться в другое время, ощутить себя участником событий предреволюционной России. На самом деле, это не составило особого труда, потому что и в то время люди были почти такие, как и мы. Вспомните сами, как вы выбираете между саморазвитием и прокрастинацией в тиктоке. Тут, по сути, то же самое. Только время другое. И хотя рассказ четкого ответа на поставленный вопрос не даёт, но позволяет подумать над этим самостоятельно. И несмотря на то что звучит это очень "душно", попробовав однажды, уже сложно будет отказать себе в размышлении о чём-то высоком. 

На этом мое знакомство с короткими произведениями почти закончилось, и я решила играть по-крупному. Из прошедших уроков я вспомнила рассказы учительницы о романе Гончарова «Обломов». Если честно, эти догмы скорее отталкивали, нежели привлекали к чтению. Но новые пробники нужно было решать каждую неделю, так что деваться было уже некуда. 

Первые главы романа были невероятно скучными: странный, бездейственный и безыдейный человек прозябает свою жизнь, лежа диване, к нему приходят не менее странные друзья, ему снится длинный и в какой-то мере чудаковатый сон о детстве в глухой деревне, где даже время почему-то не идёт. Невольно вспоминаю, что даже современники автора, известные и уважаемые критики говорили о том, что первая часть романа «утомительное и долгое чтение». Да уж, ничего удивительного.

Но, осилив первую часть, я и не заметила, как прочитала целую книгу. Ведь тут-то и начинается самое интересное. Снова настоящая личность, с вполне реальным гиперактивным другом, который пытается помочь ему социализироваться. И снова обычная ситуация из нашей жизни: борьба человеческой лени и тяги к чему-то большему, веселому и живому. Для меня, находившейся в апатии из-за экзаменов, эта книга стала настоящим пинком к действию, ведь несмотря на все умные рассуждения учительницы, авторская мысль довольно проста и по-настоящему актуальна: если не хочешь прожить скучную жизнь, необходимо что-то делать. И здесь, в отличие от коротких рассказов, автор даёт ответы на примере судеб персонажей, которые легко примеряются на нашу жизнь. 

И вот ничем не примечательная история о прокрастинации человека не только смогла заинтересовать и впечатлить одиннадцатиклассницу, но и подтолкнуть к прочтению других произведений школьной программы, потому что несмотря на громкие слова учителей о глубоком и непостижимом смысле, главная особенность классической литературы состоит в жизненном опыте. А применять его или нет -  решать остаётся только вам, и в этом вопросе быть "душным" уже не стоит.

Иногда литература бывает интереснее, чем кажется. В этом убедилась Вероника Хмелевская, СПбГУ, г. Санкт-Петербург


Гость
Гость
Респект Веронике за статью , от опытного по жизни профессионала - прокрастинатора. Мысли автора толкнули мою Елеустремлённость в сторону целеустремлённости. Жаль, что откладывала прочтение этой статьи , могла бы уже три дня жить новыми смыслами и эмоциями. Отдельное сердечное Спасибо тем учителям от Бога, снизошедшим в образование по призванию , на чьих лекциях народ не зевает, и не учится прокрастинировать , ибо вы реально делаете нашу жизнь лучше! :-)
17 декабря 2022
Ответить
Ответить
Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru