А потом на элективах по литературе нас
попросили прочитать «Ионыча». Конечно, поначалу это тоже показалось невыносимо скучным: какой-то доктор проводит свои дни в обществе глупых людей. А вот ближе к середине (до куда я никогда не дочитывала раньше) стало интереснее: доктор влюбился, начались прогулки по кладбищам,
неуверенные размышления, глупые поступки. Сопоставить себя с этим образом не составило никакого труда. Вполне себе обычный человек, с вполне себе обычными проблемами. Я даже как-то задумалась - а с теми ли людьми я общаюсь? А не отупляет ли это общение меня?
В общем, теперь, когда я легко смогла встать на место героя, чтение пошло только приятнее. «Человек в футляре» оказался ещё более похожим на
меня своими тревожными мыслями и мелочными переживаниями о том, «как бы чего не
вышло».
Так началось мое знакомство с литературой, и хотя
большое количество букв все ещё настораживало меня, к более сложным текстам
стало переходить куда проще. Например, «Чистый понедельник»,
действительно растрогал меня: детальное описание образов, чувств, мыслей дали
возможность погрузиться в другое время, ощутить себя участником событий
предреволюционной России. На самом деле, это не составило особого труда, потому что и в то время люди были почти такие, как и мы. Вспомните сами, как вы выбираете между саморазвитием и прокрастинацией в тиктоке. Тут, по сути, то же самое. Только время другое. И хотя рассказ четкого
ответа на поставленный вопрос не даёт, но позволяет подумать над этим самостоятельно. И несмотря на то что звучит это
очень "душно", попробовав однажды, уже сложно будет отказать себе в размышлении о
чём-то высоком.
На этом мое знакомство с короткими произведениями
почти закончилось, и я решила играть по-крупному. Из прошедших уроков я
вспомнила рассказы учительницы о романе Гончарова «Обломов». Если честно,
эти догмы скорее отталкивали, нежели привлекали к чтению. Но новые пробники
нужно было решать каждую неделю, так что деваться было уже некуда.
Первые главы
романа были невероятно скучными: странный, бездейственный и безыдейный человек
прозябает свою жизнь, лежа диване, к нему приходят не менее странные друзья,
ему снится длинный и в какой-то мере чудаковатый сон о детстве в глухой
деревне, где даже время почему-то не идёт. Невольно вспоминаю, что даже современники
автора, известные и уважаемые критики говорили о том, что первая часть романа
«утомительное и долгое чтение». Да уж, ничего удивительного.
Но, осилив первую часть, я и не заметила, как прочитала целую книгу. Ведь тут-то и начинается самое интересное. Снова настоящая личность, с вполне реальным гиперактивным другом, который пытается помочь ему
социализироваться. И снова обычная ситуация из нашей жизни: борьба человеческой лени
и тяги к чему-то большему, веселому и живому. Для меня, находившейся в апатии
из-за экзаменов, эта книга стала настоящим пинком к действию, ведь несмотря на
все умные рассуждения учительницы, авторская мысль довольно проста и
по-настоящему актуальна: если не хочешь прожить скучную жизнь, необходимо
что-то делать. И здесь, в отличие от коротких рассказов, автор даёт ответы
на примере судеб персонажей, которые легко примеряются на нашу жизнь.
И вот ничем не примечательная история о прокрастинации человека не только смогла
заинтересовать и впечатлить одиннадцатиклассницу, но и подтолкнуть к прочтению
других произведений школьной программы, потому что несмотря на громкие слова
учителей о глубоком и непостижимом смысле, главная особенность классической
литературы состоит в жизненном опыте. А
применять его или нет - решать остаётся только вам, и в этом вопросе быть "душным" уже не стоит.