В этот раз в «Севкабеле» нет ограничительных красных лент, нет портретов с высокомерными взглядами на них, нет злых экскурсоводов, которые постоянно просят сделать звук на телефоне тише и говорят отойти от экспоната на три шага. Здесь вообще не создается впечатления, что ты ходишь по какому-то музею или галерее, это больше напоминает семейный музей - знаете, вот эту комнату у бабушки, где собрано все: картинки, нарисованные тобой еще в три года, старые фотографии и семейные реликвии. Наверное, поэтому у меня постоянно крутится в голове, что это выставка «на ты», и совсем не хочется разворачиваться к выходу. Поэтому давайте прогуляемся по «Севкабелю» еще раз, теперь - с вами.
И первое, что приятно удивляет, - это аудиосопровождение. Но не тот аудиогид, который нужно оплатить при входе, и от монотонного голоса которого постоянно хочется зевнуть. Здесь другое: наушники выдаются всем, кто только заходит на выставку. Потому что экскурсоводов с флажками здесь тоже нет - единственные твои попутчики - сыновья Алексея Балабанова и его близкие друзья. Лично я не знала о таком бонусе, когда шла на выставку, и это стало приятным сюрпризом. Всегда же интереснее слушать людей, которые знают героя не по страничкам в википедии, а лично.И уже самого начала выставки видно, как тесно переплетается жизнь Алексея Балабанова с кино. Сама экспозиция – это некий лабиринт, жизненный путь, по которому ты пройдешься вместе с самим режиссером. Да и сами экспонаты не «разбросаны» в хаотичном порядке по залу, а собраны в идейные и хронологические группы.
На экспозиции не будет «безличных» декораций, не будет предметов ради заполнения пространства, заумных слов ради «высокого стиля». Вся выставка – это слаженный механизм, в котором каждая мелочь имеет значение. И в какой-то момент ты сам становишься словно героем Балабановского фильма: простым хорошим человеком. И происходит это во многом из-за интерактивных инсталляций с отрывками из фильмов, сценами со съемок и знаменитыми песнями В. Бутусова, Земфиры и Nautilus Pompilius.
К слову, об интерактивности. Всё, что есть на выставке можно потрогать, пощупать. Да, да, просто представьте: на тумбах лежат сценарии студенческих работ Балабанова, прописанные диалоги из «Счастливых дней», а на стене весит любовное письмо к девочке «Лизоньке» от совсем еще юного Алеши.
Конечно, некоторые работы (например, эскизы к фильмам художника по костюмам - Надежды Васильевой) находятся за стеклом. Но это никак не мешает понять, как создаются образы Балабановских героев.
Так, разглядывая записки на стенах и перебирая пожелтевшие страницы со сценариями, мы постепенно проходим от первого знакомства Балабанова с миром кино до его самых знаковых картин – «Брат», «Груз 200» … И читаем письма Алексея к его детям.
Там же мы слушаем рассказы Сергея Маковецкого о рабочем процессе. Мы видим декорации и реквизит со съемок, знакомимся с Сергеем Бодровым и также тяжело вместе с Алексеем Балабановым теряем его в Кармадонском ущелье…
В этот момент «стены» лабиринта, по которому мы шли с самого начала, превращаются в некие «скалы», и понятно почему.
И вот незаметно тропа заканчивается. Выставка завершается черновиками и набросками работ Алексея Балабанова, которые так и не вышли на экраны, но которые, думаю, стали бы еще одними культовыми картинами в истории российского кинематографа.
Два часа пролетели незаметно. Мы выходим с полным ощущением, что мы узнали не только об Алексее Балабанове – легендарном кинорежиссере и просто хорошем человеке, но и по-новому увидели свой город. Санкт-Петербург в фильмах Алексея – это не просто декорация. Это герой. Герой, которого Балабанов чувствовал, как никто другой.
И напоследок хочу лично порекомендовать: когда вы уже дошли до конца, пройдитесь по «лабиринту» еще раз. Вы наверняка увидите что-то новое. Например, я нашла подзорную трубу у одного из окон. Она выходит прямо на Финский залив. Обязательно посмотрите в нее.