От родителей постоянно слышно, что мы целыми днями играем в игры, которые делают нас глупыми, агрессивными, занимают все свободное время. И что самое интересное - это всегда почему-то касается только игр. Смотришь фильмы - узнаешь что-то новое, читаешь книги - просвещаешься, ходишь в галереи - знакомишься с искусством. А как игры, так сразу кошмар и бесполезная трата времени.
И понятно, почему это так. Да потому что, когда были маленькими они, в 80-90-е годы, игры и правда были не больше, чем банальное развлечение. Тогда были популярными так называемые аркады - игры без сюжета и истории. Их главная цель - набивание очков, а сам игровой процесс не имеет конца. Это что-то вроде змейки, в которую мы играли на мамином телефоне в поликлинике.
Только вот игровая индустрия за эти годы очень эволюционировала: появились новые жанры, платформы, киберспорт. Разработкой игр теперь занимаются не маленькие студии, а крупнейшие компании.
И уже долгое время не утихают споры о том, можно ли назвать видеоигры искусством. И споры эти справедливы: например, в США компьютерные игры спокойно ставят наравне с литературой, кино и театром. И поспорить с этим сложно, особенно если пройти хотя бы несколько картин. Создатели передают сильную эмоцию или показывает взгляд автора на события, происходящие вокруг. Не верите? Тогда посмотрите на эти игры и интерактивные фильмы, которые вышли в последние годы.
Detroit: Become Human
«Человек! Это звучит… гордо!»
Максим Горький «На дне»
Действие игры разворачивается в 2038 году. Технологический прогресс подарил человечеству андроидов – роботов, абсолютно идентичных людям. Андроиды стали основной рабочей силой, взяв на себя физический и повседневный труд: именно они работают обслуживающим персоналом, нянчат детей в семьях, ухаживают за недееспособными людьми. Отношение людей к андроидам везде разное – кто-то относится к ним как к живым людям, с любовью, а кто-то всячески издевается над ними, не чувствуя ответственности, ведь роботы – бездушные куски металла.
Андроиды – идеальные создания. Они прекрасно выполняют все задания, они достаточно умны и высокоразвиты. Единственное, что мешает андроиду быть лучше человека – неспособность к эмпатии. На этом строится завязка сюжета – все чаще среди андроидов происходят программные сбои, следствием которых становится полная автономность и неуправляемость. Роботы обретают собственную волю, больше не зависят от приказов человека. Такой программный сбой называется девиацией, а «сломанный» андроид – девиантом.
Почему в это стоит поиграть?
Во-первых, это, конечно, графика - тут нет запикселенных персонажей и плоского мира. Каждый персонаж - продуман, прорисован до мельчайших деталей. А еще все герои - личности, со своим характером, со своими идеями: Кэра - любящая мама, Коннор - друг, борец за справедливость. И самое главное - игрок сам может понять: а каким будет будущее.
Кадры из Detroit: Become Human
Трилогия The Witcher
– Зло – это зло, Стрегобор. Меньшее, большее, среднее – все едино, пропорции условны, а границы размыты. Я не святой отшельник, не только одно добро творил в жизни. Но если приходится выбирать между одним злом и другим, я предпочитаю не выбирать вообще.
Анджей Сапковский «Ведьмак»
The Witcher связан с искусством напрямую – игры были созданы как продолжение и дополнение серии книг Анджея Сапковского «Сага о ведьмаке». Трилогия видеоигр, в частности ее третья часть, прекрасно дополняют и расширяют литературный мир, выводя его на новый уровень. В то же время нельзя сказать, что «Ведьмак» это игроадаптация романа. Создатели переработали мир Сапковского, в том числе изменив характер некоторых персонажей. Игроку предоставляется возможность оказаться во вселенной Ведьмака, самостоятельно его исследовать, познакомиться с населяющими его людьми и монстрами от лица главного героя – ведьмака Геральта из Ривии, который как в книгах, так и в играх является главным действующим лицом.
Почему в это стоит поиграть?
Каждый персонаж, в том числе и второстепенный, обладает определенными качествами и своей уникальной судьбой. Благодаря этому в Ведьмаке поднимается много личностных, общественных и философских вопросов: добро и зло, верность и предательство, гуманность и жестокость. Каждая история, с которой игрок сталкивается во время игрового процесса, задевает за живое за счет своей неоднозначности, которая присуща реальному миру. Отличная прорисовка персонажей, великолепные пейзажи и реалистичность мира делают это произведение чем-то большим, чем просто игра.
Кадры из The Witcher: Wild Hunt
Индустрия видеоигр довольно нова, в отличие от литературы, музыки и живописи, существование которых превышает тысячи лет. Но несмотря на это, над компьютерными играми трудятся команды профессионалов, и с каждым годом они создают самые настоящие произведения искусства. И если в современном мире до сих пор спорят, искусство ли это, то через десятки лет сомнений в этом не будет.