За последнее время в школах произошли большие изменения: появились флаги с гимнами, разговоры о важном и прочее. Но в новом году нас ожидает, пожалуй, одно из самых масштабных нововведений - “золотой стандарт”. О нем мы решили поговорить с заслуженным профессором, директором Института развития образования НИУ ВШЭ Ириной Всеволодовной Абанкиной.
“Золотой стандарт” - что это такое?
Мы уже писали о том, для чего это вообще вводят: раньше школы сами решали, по каким программам и, соответственно, учебникам нужно заниматься. И это не устраивало многих родителей, потому что их детям, оказавшись в новом заведении, приходилось заново подстраиваться под новый темп, “догонять” одноклассников и привыкать к другим учебным книгам.
Но теперь, уже с 1-го сентября, в школах появятся единые образовательные программы и одинаковые учебники по русскому, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ (для ребят 5-11 классов).
Но Ирина Всеволодовна считает, что это не единственная причина таких масштабных изменений. По ее словам, “золотой стандарт” поможет еще и в воспитании, формировании ценностей. Конечно, в школах этим занимались и раньше, даже до нововведений 2022 года. Но теперь, как и с учебниками, все будет происходить единообразно.
И все это позволит не только модернизировать школы, но и сделать их неким ориентиром по качеству образования. То есть если раньше все школы проверялись через международные исследования вроде PISA, то сейчас этим новым форматом стал “золотой стандарт”.
О недостатках нововведения
В то же время выходит, что эти единые программы будут учить под копирку. Тут уже пойдут вопросы от родителей: “А как же индивидуализация образования? А частные траектории, которые нужны детям?”
С этим Ирина Всеволодовна соглашается: и правда, главный недостаток стандарта - жесткая предметная ориентация. Да, ребята хорошо разбираются в отдельных уроках, но что касается функциональной грамотности (или, если по-простому, умения использовать свои полученные знания в разных сферах, в жизни), то место ей нашлось разве что в финансовой и цифровой грамотности. “А в остальном, мне кажется, законсервировали в “золотом стандарте” предметную ориентированность образовательных программ. Это я бы назвала таким вот недостатком”.
Да, конечно, по стандарту школьники еще смогут выбрать, как минимум, 2 предмета для глубокого изучения. Но доступно это далеко не всем: не в каждой школе есть высококвалифицированные педагоги и специальные лаборатории. Это, конечно, постепенно начинают менять: оборудуют даже школы в маленьких городах, но все это время, а “золотой стандарт” вводится уже в следующем учебном году.
Школе нужны проекты
Но этот недостаток можно исправить через проекты, исследовательские и экспериментальные работы, волонтерство.
Только есть несколько правил, благодаря которым проекты станут действительно полезны. Во-первых, ребятам нужно работать вместе, командой - лучше даже не только с одноклассниками, а еще с учениками из параллелей.
Например, этот принцип - умение работать в команде - распространен в финских, сингапурских школах:
И во-вторых, эти проекты должны выходить за пределы отдельных предметов. Например, если это проект идет в рамках гуманитарного цикла предметов, то он должен включать и литературу, и русский язык. А если речь тех школах, где есть второй, родной язык, который тоже изучается - изучать его через культуру и краеведение.
Так что, по мнению Ирины Всеволодовны, именно индивидуальные проекты или проекты в мини-группах вместе со школьниками разных классов, помогут индивидуализировать новый стандарт и выработать модели образования. И кстати сказать, есть примеры школ, которым удается стереть эти границы между классами и устраивать совместные проекты на всю параллель, например, с 5-8 класс, и в которых сами родители очень часто заинтересованы, потому что как раз-таки хотят, чтобы их ребенок учился по индивидуальным траекториям. Правда пока что такие школы есть не в каждом регионе.