Вы наверняка слышали про чат-бота Chat GPT, который может написать любой текст (от статьи до реферата) вдобавок решать математические задачки, ответы по которым нейросеть выдает в нескольких вариантах и с прописанными действиями. Да, может быть такие помощники и правда облегчают жизнь школьникам - не нужно тратить время на решение скучной домашки или поиска ответов из ГДЗ. Но согласитесь, что польза от таких программ не составляет и йоты. Однако, на фоне этой резонансной новости появилась и другая, с более эффективным результатом. Оказывается, преподаватель НИУ ВШЭ Александр Варнавский придумал свой чат-бот, который буквально стал правой рукой преподавателя…И, даже сказать, студентов.
Виртуальная няня
Все произошло со студентами 4-курса, которые изучали “Научно-исследовательский проект” и в течение 5 недель готовили аналитические обзоры научной литературы по предложенной им теме.
Казалось бы - обычная история: студенты пишут работы, преподаватель их оценивает. Вот только Александру (как и, кажется, большинству преподавателей) нужно было проверить 120 работ! А это согласитесь, цифра не маленькая. Именно поэтому он решил, что нужно придумать какую-нибудь программу, которая помогала бы с проверкой, вдобавок напоминала бы ребятам о сроках сдачи текстов. Так и зародилась идея создать чат-бот.
Но и на этом обязанности чат-бота не заканчиваются: нейроесть еще задавала вопросы авторам об их текстах. Например: сколько источников они успели посмотреть, а сколько страниц написали, а сами как оценивают свою работу и другое. Получив ответы, он давал отметку по собственной шкале, насколько успешно было выполнено задание. Студенты же, в свою очередь, тоже оказались в креслах жюри, и ставили оценки эффективности виртуальному помощнику.
И каковы результаты?
Итоги оказались неоднозначными. Выяснилось, что из первой группы, которая получала 1 уведомление в день, не многие сдавали работы вовремя. А вот остальные группы, наоборот, справились, куда лучше. Правда, чат-бот им пришелся не по душе: уж слишком много раз он напоминал им о сроках.
Но в целом, кажется, что цифра в 30% порадовала преподавателя - осталось только выполнить работу над ошибками. Например, сделать настройки более тонкими, чтобы бот по-прежнему присылал уведомления но без лишнего занудства.
На самом деле, это не единственный пример, когда в образовании был использован виртуальный помощник. Например, “Виртуальный помощник абитуриента” СЗИУ РАНХиГСа помогал поступающим на сайте и в телеграмме вуза - это уменьшило загруженность в вузе, да и выпускники смогли быстро получить ответы на свои вопросы. Или же чат-бот RUhistorybot, с которым точно можно подготовиться к любой контрольной по истории: он выдает все события по дате, которую вы ввели. И у того же Александра Варнавского в 2019 году выходил бот, который напоминал студентам о семинарах, оставлял ссылки на материалы, которые нужно изучить и тексты для закрепления пройденного. А взамен преподаватель получал статистику о том, как студенты были подготовлены к занятию и насколько хорошо сдавали тесты.
Выходит, что эти программы и правда могут быть полезными, необходимыми. Вопрос остается лишь в том, как их правильно внедрять.