
Современный зритель в большинстве своем знает Бертона по нашумевшему ремейку культовой «Семейки Аддамс» - сериалу «Уэнздей». Готический персонаж, «не такой как все», но тем близкий и интересный – визитная карточка Тима.
Об Уэнздей уже много сказали до нас – сегодня мы вспомним ставшие культовыми работы Бертона. Возможно, многие из них уже знакомы вам – но пересмотреть их определенно стоит.
БИТЛДЖУС (1988)

Одна из первых работ Бертона – черная комедия. Мистическое, почти загробное, фэнтези о проделках некоего «био-экзорциста», который изгоняет живых и работает на мертвых.
Человек всегда с опаской смотрит на жизнь загробную (а есть ли она вообще?) – Бертон показывает, что жизнь есть и опасаться нечего. Да, немного пугают огромные земляные черви, но даже они могут помочь в нужный момент. Здесь тоже есть бюрократия – утомительная, но куда спешить мертвым? К тому же, на комоде всегда можно найти «Инструкцию для недавно усопших».
В этом суть работ Бертона – даже за мрачной картинкой и пугающим сюжетом – всегда стоит что-то...хорошее.ЭДВАРД РУКИ-НОЖНИЦЫ (1990)

Одна из самых трогательных работ режиссера. И первое знакомство Бертона с Джонни Деппом – после этого фильма Депп и сам стал визитной карточкой Тима.
Это история о «человеке», который хотел стать таким как все.
Некто Ученый хотел сотворить идеального «человека» - так появился Эдвард. Эдвард Руки-Ножницы. Ученый скончался, не успев доделать свое создание: вместо рук – у него острые лезвия. Эдвард долго жил один, в замке своего «отца» на вершине холма. Пока Миссис Пэг Боггс не нашла его и не забрала с собой, пожалев несчастного, одинокого «парня».
Конечно, это история о любви. Новый взгляд на классическую «Красавицу и чудовище». Правда чудовища не было, были - злые и жестокие люди.
У этой истории нет счастливого конца. Но от этого она не становится менее очаровательной. Да, «долго и счастливо» получается не всегда. Но всегда остаются воспоминания, и каждую зиму за окном падает снег от скульптур, которые вырезает Эдвард...СОННАЯ ЛОЩИНА (1999)

Фильм ужасов по мотивам новеллы «Легенда о Сонной лощине» Вашингтона Ирвинга. Но это не типичный слэшер нулевых с характерными персонажами (та же «Последняя девушка»), скримерами (по делу и без) и предсказуемой фабулой.
В картине Бертона есть все – динамичный сюжет, персонажи с историей, качественный бэкграунд и атмосферные саундтреки (композиции Дэнни Эльфмана – еще одна визитная карточка режиссера).
Одним словом – фильм не просто «чтобы попугать». Эталон готической картины ужасов.
ЧАРЛИ И ШОКОЛАДНАЯ ФАБРИКА (2005)

Еще одна удивительно поставленная работа Бертона. Это уже не фильм ужасов, не черная комедия и не романтическая история. Это детская сказка.
Фильм о семье и о доме. Но вовсе не о здании – из кирпичей и палок. Это фильм о месте, куда хочется возвращаться – даже если крыша разрушена и на ужин только суп из капусты и...капусты. Даже если вы давно там не были из-за ссоры. Даже если взамен вам предлагают целую шоколадную фабрику.
АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС (2010)

Путешествие девочки Алисы в Кроличью нору – сюжет знакомый из детства. Сказку экранизировали более 30 раз. Но фильм Тима – самый кассовый из всех (более миллиарда долларов в прокате).
Сам Бертон не считает свою работу ремейком. Он хотел создать не просто «хождение от одного персонажа к другому». А полноценную историю – с завязкой, кульминацией и развязкой.
И это сработало. Это уже не просто сказка для детей. Скорее это напоминание для взрослых – надо всегда верить в чудеса. Даже если эти чудеса – прыжок в кроличью нору или вера в собственные мечты.

Чем же так цепляют мрачные и подчас безнадежные сюжеты Бертона?
В них есть надежда. Даже в самом тяжелом, печальном и страшном моменте всегда остается место – дружбе и семье, любви и радости.
Почему герои Бертона нам так близки?