Помните песню Макса Коржа "Жить в кайф", где по квартире бегали мама Валя и папа Толя, а сын, что завалил экзмены, просто стоял и пел? Так вот этим летом я чувствовала себя именно так.
Причем начиналось все очень благоприяттно: за год я выиграла три перечневых олимпиады - 2 по журналистике от НИУ ВШЭ и МГУ им. М.В.Ломоносова и одну по филологии от той же Вышки. Казалось бы, дело за малым - сдать ЕГЭ на 75+ баллов и воплотить свою трехлетнюю мечту - быть зачисленной на бюджет. Но этого не случилось...
Может ли олимпиадник завалить ЕГЭ?
Спойлер: может, если перенервничает
Я писала всегда все своим умом. Но перед литературой допустила две фатальные ошибки.
Во-первых, за две недели до ЕГЭ я накрутила себя разными мыслями, судорожно исписывала множество тетрадей. Казалось, что я ничего не знаю и не помню. В итоге несолько ночей подряд я просыпалась в холодном поту от одного и того же кошмара: я завалила литературу. В какой-то момент я даже начала задумываться, что это все "знаки" и что на экзамен мне не нужно идти вовсе. И пойти, но в другой, резервный день.
Об этой проблеме я даже пыталась поговорить с родителями, но по классике жанра это ни к чему не привело.
В итоге на адреналине я повторяла темы всю ночь с 25 по 26 мая - это была вторая ошибка.
Как все произошло?
История дня Х
На ЕГЭ мне достался прекрасный вариант с "Вишневым садом" А. П. Чехова и 12 сочинением по "Горе от ума". Но с лирикой не повезло. Я писала по образу весны и знаменитым "Ивам" Мартынова. А в тесте мне попались те самые задания, по которым спорили филологи ещё две недели после сдачи ЕГЭ.
Я была уверена во всем, кроме теста. Сочинение №11 по лирике оставила на последнюю очередь. На удивление, времени хватило, волнение отступило до тех пор, пока я не приступила к злосчастному образу весны.
Я не знаю, что случилось в тот момент. Казалось, что мозг разучился думать, весь мир поплыл. Я была на грани истерики: в туалете я умывалась и напряженно вспоминала все, что я когда-либо учила на эту тему. Меня трясло. Я поняла, что не напишу и не вспомню. Это был бы провал: 60 баллов при моих знаниях - это насмешка над всеми трудами за последние годы. Это явно не та оценка, которая справедливо бы отражала мои труды. Те часы и дни, которые я провела за кипами учебников и тетрадок, изучая поверх школьной программы.
С горем пополам я привела лирическое отступление из Онегина про торжествующего крестьянина, будучи уверенной, что оно про весну. Выйдя с экзамена, я начала раздумывать над этим и вдруг поняла, что у Пушкина не было и речи про весну - в действительности было слово "Зима". Я расплакалась дома, потому что знала критерии и понимала: больше 60 баллов у меня даже благодаря чуду быть не могло...
Победа в олимпиаде все-таки пригодилась?
Да, я получила свои 59 баллов по литературе. Из-за неправильной цитаты мне не поставили даже минимальные баллы за 11-е сочинение плюс 9 тестовое задание по "Ивам" подвело. Не могу смириться с этим до сих пор: человек, знающий литературу хуже, чем я, получил на "очередном жизненном испытании" больше, чем я.
Мне не хотелось жить, были мысли закончить это все быстро и безболезненно. Спасло меня в тот период лишь одно - поддержка друзей, семьи и классной руководительницы. А ещё мои олимпиады.
Я узнала, что один из вузов может принять меня без подтверждения литературой и без вступительных испытаний только благодаря победе в одной из моих олимпиад. Разумеется, я ухватилась за эту возможность. Что до стальных предметов, их я тоже сдала средне, особенно обидно за русский. Его я писала в амебном состоянии спустя два дня после литературы.
И что теперь?
Сейчас я учусь жить по-новому. Буду пересдавать ЕГЭ, а параллельно работать и учиться в вузе. Не могу предать свою мечту. У меня нет возможности оплачивать коммерцию. Зато есть упорство и умение "держать нос по ветру". Или, как пелось у того же Макса Коржа: «Все, кто меня помнит — знает, я не был таким, А значит, и у вас получится!»
