Всё начинается с истории
На самом деле, ужастикам уже довольно много лет. Еще до появления письменности люди пересказывали друг другу истории о зле, колдовстве, демонах и даже смерти. Позже это вдохновило европейских писателей, и хоррор стал вполне себе самостоятельным и полноценным жанром.
В 1818 году вышел готический роман Мэри Шелли “Франкенштейн, или современный Прометей”. Автор признавалась, что на создание истории о безымянном чудовище её вдохновили образы персонажа греческой мифологии титана Прометея и сына африканского царя Тесея, который был возрожден богом медицины Асклепием.
"Бум" в жанре ужасов произошел только в 20 веке. И этому тоже было свое объяснение: написать страшную книгу было не так сложно и дорого, а авторы знали, что такая история людям точно "зайдет". Так что некоторые писатели в погоне за славой смогли получить не только её, но и свое оформленное место в мировой культуре. Как раз в это время началась карьера культового автора Говарда Лавкрафта. Обычно он писал об одном и том же: древние цивилизации, бог Ктулху, секты, нечисть и инопланетяне. У него даже появился свой поджанр - “лавкрафтовские ужасы”. Каждый молодой человек того времени, слыша это словосочетание, прекрасно понимал, о чем идет речь и вспоминал детали любимых произведений, причем каждый - своего.
До появления кинематографа с желанием пощекотать нервы, люди ходили не только в книжные лавки и библиотеки, но и в театры. Их можно считать полноценными прародителями наших современных ужастиков.
Скажем, слышали ли вы про театр “Гран-гиньол”? Он буквально заставлял людей падать в обморок от обилия крови и насилия на сцене. И как раз впечатлившись опытом известного театра, в 1912 году сняли хоррор фильм “Лунатики”. Это вызвало публичный протест США в связи с чрезмерным насилием в киноленте. После этого был принят “кодекс Хейса”, который показал, какое насилие в фильмах показывать можно, а какое зрителя будет пугать до невозможности.
Страшно интересно
Все это связано с нашей психологией. Хоррор вызывает в нас одну из ключевых и самых сильных эмоций - страх. Но если обычно стрессы и испуги приводят к печальным последствиям вроде бессонницы, остановки сердца и паническим атакам, то при просмотре фильма все не так. Почему? Да потому что смотря фильмы и играя в страшные игры, человек может все контролировать. То есть он прекрасно разделяет реальность и специально придуманное ужасное. Поэтому каким бы страшным и жутким ни был фильм, у вас, скорее всего, не начнется паники. Но при этом организм получит большой заряд эмоций и адреналин. Это что-то вроде катания на экстремальных аттракционах, когда вы понимаете, что все ремни застегнуты, но дух все равно захватывает. Что-то между ощущением опасности и спокойствия. Это и позволяет мозгу преодолеть сильное чувство и получить от него удовольствие.
Но даже так, фильмы ужасов нельзя рассматривать, как пустые "страшилки". Порой они несут в себе глубокие мысли и строятся на основе действительно захватывающего сеттинга. Скажем, в 2006 году появилась тенденция: люди придумывали страшные городские легенды, которые они называли “крипипастой”. С каждой новой историей контента становилось всё больше: арты с персонажами, любительские ролики, доказывающие существование придуманных существ. Позже крипипаста расширила свою фанбазу настолько, что об её известном персонаже слендермене - длинном существе в костюме и без лица - сняли фильм и даже сделали видеоигру.
Люди не уставали от хорроров, а только больше увлекались ими, потому что их любимый мир развивался: добавлялись новые подробности уже знакомых историй, ранее незнакомые персонажи.