Cодержание
Специалисты Центра по борьбе с цифровой зависимостью выяснили, что более 60 процентов подростков от 13 до 17 лет верят дезинформации в интернете. Среди взрослых показатели немного ниже - 49 процентов, но все-таки почти половина.
И когда появляются такие цифры, актуальным становится вопрос о полноценном медиаобразования. Не только для журналистов и медийщиков, а для всех пользователей сети. Ведь как показывает практика, поверить в фейки может даже образованный человек.
«Предупрежден —значит вооружен»
Нетрудно догадаться, что слово «медиаграмотность» состоит из двух частей и говорит само за себя. Это совокупность навыков и умений, которые помогают ориентироваться в медийной среде, критически анализировать и оценивать поступающую информацию.
Одним словом, это не только умение "вычислять" фейкньюс. А в целом способность грамотно потреблять информацию. Что особенно важно в мире social media.
Многие считают, что отличить фейк от правда проще простого. Мол, по содержанию сразу понятно. Но так ли это? Сейчас бесчисленное количество источников информации - не только СМИ, но еще и блоггеры, и сообщества, и просто пользователи сети.
Люди, создающие фейковый контент, отнюдь не глупы. Они преследуют свои цели и точно знают, как заставить тебя поверить их словам. Тут и фотографии, сгенерированные нейросетью, и якобы "исследования и мнения экспертов".
Стать медиаграмотным человеком значит не дать собой манипулировать.
Высшее образование не залог медиаграмотности
Многие придерживаются мнения, что умный и образованный человек сможет отличить ложь от правды в интернете без специального обучения.
Примером такой позиции стала моя учительница, с которой мы полемизировали на эту тему:
И таких случаев масса не только в медийном пространстве, но и среди собственной семьи, друзей и знакомых. Например, когда приходится объяснять человеку, который прислал видео о Covid-19 из ТикТока.
Однажды и я столкнулась с правдоподобным монтажом ролика на YouTube: «Бабушка из Сибири все высказала Путину на прямой линии». Зрители поверили качественной «склейке» разных видео, где женщина гневно высказывает свое мнение в лицо президенту.
Доверять популярным и авторитетным источникам тоже не стоит. Например, федеральным каналам и государственным газетам. Яркий пример - "Первый канал", который в 90-е рекламировал финансовую пирамиду АО "МММ". Да, пиарил крупнейшего афериста современной российской истории Сергея Мавроди.
Почему люди поверили Мавроди? Потому что его продвигал федеральный канал - фактически, государство. А разве можно не доверять государству? Как оказалось, не только можно, но и нужно.
А что говорят эксперты?
Магистр медиа-исследований Манон Бокучава на встрече фокус-группы «Гражданское образование в Восточной Европе» высказалась о важности этого направления на примере своей семьи:
Когда у моего отца появился ФБ, и он начал верить всему, что там видел, я поняла, что надо обучать людей разных поколений тому, чтобы они умели выплывать в море информации и не затонуть в нём.
Манон Бокучава, управляет региональным аналитическим порталом в Грузии
На сайте проекта «ПостНаука» опубликован разговор о необходимости освоения медиаграмотности с преподавателем факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Ренирой Рампаццо Гамбарато:
Доверяй, но проверяй
Именно этой поговорке нужно следовать, когда читаешь новостную ленту. Один из верных способов избежать вранья в интернете — выбрать для себя надежные источники с чистой репутацией.
А еще не забывать о приемах и способах фактчекинга. Они пригодятся не только журналистам: