Детям важно самовыражаться. Выплескивать мысли, чувства, и часто они выбирают для этого не слова, а стены квартиры и цветные карандаши. Родители, уловив тягу к творчеству, срочно ищут художественные школы рядом с домом.
Поначалу ударилась в рисование с головой...
Сидим за мольбертами в приятной и комфортной обстановке. На каждый предмет - свой преподаватель, который с последующим новым занятием уводит нас в мир теней, штриховки и перспективы.
«Я отлично помню свои самые первые дни в художественной школе, как моя первая преподавательница по живописи, милейший человек, учила правильно замерять предметы в натюрморте», — рассказала выпускница художественной школы «Александрино».
Знания полученные в первые годы обучения — это база, без которой тяжело двигаться дальше. Детям помогают поставить натюрморты, объясняют, как использовать карандаш для замеров, рассказывают о секретах, которые после облегчают тернистый путь в творчестве. Поэтому не только ребенок должен быть заинтересован, но и преподаватель.
«Мою работу порвали у меня на глазах...»
Слезы, порванные работы, поломанные карандаши, отстаивание позиций — вот, что на самом деле происходит в стенах художественных школ уже более старших групп. В туалетах губками стирают написанные акварелью работы, безжалостные фразы преподавателей о неумении рисовать звучат в кабинетах. В воздухе больше не теплая атмосфера - она сковывает, давлеет, убивает всю тягу к творчеству. Ученики пытаются пройти этот путь, сохранить в себе то детское желание, которое двигало творить и создавать. Пытаются закрывать глаза на едкие замечания преподавателей, выдерживать критику и постоянное сравнивание собственных работ с работами других - но и это не всегда получается:
Я на всю жизнь запомнила, как мне однажды сказали: «Не нужно лезть в те сферы, в которых нет таланта, а у тебя его нет». В тот момент у меня перевернулся весь мир. Я вышла с занятия со слезами на глазах и для одиннадцатилетней меня это было очень переломным моментом. Я хотела забрать документы и уйти.
На «талантливых» и «не способных» делят не всех, но многих. Преподаватели не стесняются не только резких и неподобающих выражений, но и подчас действий. Например, разорвать работы, на которые было потрачено не мало сил и нервов, в которые вложена душа автора:
Это была работа по композиции, на бумаге была изображена гипсовая голова. Она гордилась проделанной работой и имела право забрать ее после просмотра.
Дети ломаются внутри, им не позволяют раскрыться. Самоутверждение ли это или метод воспитания - вопрос философский. Но очевидно, что такое недопустимо, учитывая, что уживаться с этими дефектами учения приходится совершенно не готовым к этому детям и подросткам.
Со временем это стало доходить до того, что мы с девочками уже ждали, что нас раскритикуют и наметят все за нас. Мы просто смирились, если так можно сказать, смысла что-то доказывать не было, нам все равно бы сказали, что наш зеленый недостаточно живой и его нужно вдеть более синим.
Безусловно базу знать нужно. Но многие преподаватели забывают, что свод правил заканчивается на принципах построения, расположения и смешивания цветов - а дальше работа уже пишется личностью художника.
Дальше все шло тяжелее, я начала пропускать занятия, мама стала подмечать, что я перестала рваться туда. Просто, наверное, угнетало, что свои работы ты пишешь под призмой виденья преподавателя.
Страх превратился в болезненный рефлекс
Прогулы, уходы из кабинета, разговоры ни о чем, выстраивание рамок, страх белого листа — вот, что проживают ученики. И через время выпускаются они в придачу с другим, необычным опытом - например, знают, как подавлять свое видение, изображать то, что сказали, подстраиваться под взгляд других.
Перерыв в год стал решающим, тяжелый разговор с родителями, что с творчеством покончено, внутреннее понимание, что в голове много не моих установок, от которых тяжело избавится. Это все было очень неприятно понимать, я мечтала быть дизайнером и, набравшись смелости, я вновь пришла туда с документами, чтобы потом получить аттестат.
Вот только художественные школы не расширяют сознание, а сковывают и подавляют его. Давление, осуждение не проходят бесследно, когда в памяти прокручиваются сюжеты о выпускных экзаменах и работах, по которым ходят ногами. Некоторые не сдаются, идут напролом - а некоторые, более ранимые творческие личности отдаляются от мечты все дальше и дальше.
Я не поступила в творческий университет на дизайнера. Испугалась повтора этой истории.
Теряется не только мечта — пропадает всякое желание заниматься творчеством хотя бы для себя. Натягивается холст, смешиваются краски - а рука выпустившегося художника не поднимается сделать первый штрих. И все потому, что в голове заевшейся пластинкой раздаются отголоски болезненных воспоминаний.
История выпускницы художественной школы об уроках, рамках и запрете на самовыражение - поговорила Анастасия Бахтадзе