Фильм «Барби» режиссера Греты Гервиг вышедший в прокат в июле 2023г, обсуждается уже несколько месяцев: в СМИ хвалят его рекламную кампанию, критики называют картину «феминистским высказыванием», актёры — «дофаминовым хитом», а в соцсетях распространяется барбикор — эстетика, вдохновлённая лентой.
Юнкору ПУ Дарье Ждановой удалось посмотреть фильм. По этому поводу она делиться размышлениями о том, каким он получился.
У Барби тоже есть проблемы
Смотрели ли вы в детстве мультики с Барби? «Щелкунчик», «Сказочная страна», «Принцесса и нищенка»? В начале кажется, что фильм Греты Гервиг — что-то подобное. Обилие розового, яркие (иногда слишком) цвета, кукольная улыбка Марго Робби — если вам не пять лет, от гламура скоро становится дурно. Таков Барбиленд — место, где куклы каждый день загорают на пляже, веселятся и устраивают вечеринки.
Но не всё так плохо. У главной героини фильма — самой стереотипной Барби из всех — случается жизненный кризис. Весь фильм кукла размышляет, кем быть, а ещё борется с патриархатом (точнее, с Кеном) и решает чужие семейные проблемы.
Про «борьбу с патриархатом», на которой вроде бы строится фильм, надо поговорить отдельно. Она у режиссёра — не смелое высказывание, а вежливое предположение, причем спорное. Это делается, чтобы сохранить атмосферу тех самых мультиков с Барби: если ирония, то слишком добрая, если слёзы, то совсем не горькие.
Борьба за взгляды или контракты
Рекламные постеры «Барби» шутят над Кенами, но в жизни всё наоборот. Идеальный мир главной героини далеко не идеален — в нём «Барби – всё, а Кен – просто Кен». В этом он противопоставлен нашему, патриархальному миру. Но и здесь Грета Гервиг ограничивает себя: несмотря на отсылки к «Матрице», «Космической одиссее» Кубрика и «1984», остроты в фильме нет. Даже глава компании Mattel, далеко не позитивный персонаж, показан безобидным и забавным. Понятно, что сделано это из-за сотрудничества режиссера и компании, но двойные стандарты в фильме это не отменяет — после победы над «патриархатом» в Барбиленде в совете директоров Mattel не появляется ни одной женщины. Хотя в фильме они, помимо кукол, фигурируют — и играют ключевую роль.
«Дофаминового хита» не случилось по той же причине, что и «феминистского высказывания». Шутки не заставляют хохотать — ты просто улыбаешься, иногда недоуменно: ведь можно было острее! «Барби» же поднимает общественные проблемы! Так что совместить заказ крупной корпорации с сатирой Грете Гервиг явно не удалось.
Хорошего в фильме, впрочем, тоже много. Например, потрясающие актёры: нельзя сказать точно, кто выложился больше — Марго Робби или Райан Гослинг. Блистают даже второстепенные роли: от Эммы Маккей до Уилла Фарелла. А ещё поражаешься отсылкам, костюмам, декорациям и вниманию к деталям, за которое мы любим режиссёра. Так же было и в «Леди Бёрд» (осторожно: 18+), и в «Маленьких женщинах». С потрясающей точностью создан интерьер домиков в Барбиленде: это и бассейн с пластмассовой водой, и золотые бокалы, и горка, и даже молоко из стакана, которое не льется, пока Барби его пьёт.
Панорама Барбиленда
Сцена, которая заслуживает внимания именно благодаря любви Гервиг к деталям — сцена на скамейке с пожилой женщиной. Она кажется обычной с первого взгляда, но потом узнаёшь, что женщина — Барбара Хэндлер, дочь создательницы знаменитой куклы и её прототип. И вот тут эмоции подступают.
И всё-таки фильм слишком во всех смыслах слишком приторно-розовый. И слишком рекламный — не секрет, что одной из задач создателей было заставить покупать культовую куклу в ещё больших объемах, чем сейчас.
Как и в других картинах режиссёрки Гервиг, ей не хватает размаха. Не в костюмах и декорациях — на фильм потратили $500 млн. — а в мыслях, ведь фильм Барби при неплохой задумке не дотягивает до ощущения «вау, это лучший фильм в моей жизни».
Контраст между Барбилендом и обычным миром чувствуется. Хотя на первый взгляд он не так очевиден.