Школьный список литературы нынче не фаворит: кто-то говорит, что он устарел, кому-то лень читать длинные и сложные тексты русских классиков. Вот бы как-то иначе расправиться с этими произведениями... И тогда на помощь приходят спектакли. Ходить на постановки, к слову говоря, очень эффективный способ: просмотр задействует нашу слуховую, зрительную, эмоциональную и иногда даже осязательную память. Кроме того, мы можем понять персонажа куда глубже.
Возьмем, к примеру, пьесу А. Н. Островского «Гроза» - ученикам она дается труднее всего. Понять суть сложно, место действия (вымышленный город Калинов на Волге с деревенским бытом) уже не в моде, да и вообще это «старье какое-то». Охотнее ребята читают краткое содержание, чем оригинал, но тогда они упускают важные детали.
Выход есть - пойти в театр. Я же пошла в БДТ им. Г. А. Товстоногова на спектакль «Гроза» режиссера Андрея Могучего.
О спектакле
Режиссер отнесся очень трепетно к оригиналу: сцены соответствуют и текстом, и действием. Ему была важна трагедийная ситуация, которая происходит в забытом богом Калинове: выбор между долгом и чувством, закостенелые взгляды русского человека. Ни молодежи, ни новым нравам, ни науке нет места в этом «Темном царстве». Поэтому для ознакомления с пьесой этот спектакль подойдет как нельзя лучше.
Звуком пронизано действие
В первую очередь нужно упомянуть, что этот спектакль — практически сплошной звук. Кажется, что режиссер А. Могучий соединил в своей работе позиции двух лагерей: Николая Добролюбова с его мнением, что Островский — это бытописатель (а также «Темное царство», «Луч света в темном царстве»). И Аполлона Григорьева с его точкой зрения, что «он — поэт национального бытия», его текст — «мелодия» (запоминаем для ЕГЭ!).
Именно благодаря звучанию каждого из героев мы погружаемся в их сущность, происхождение, эмоциональное состояние: все в городе говорят на мотив народных частушек с костромским говором, а Борис Григорьевич (Александр Кузнецов), москвич, исполняет оперу вопреки всем жителям Калинова, и они все его не понимают. Катерина (Ольга Ванькова), встретившись со своим возлюбленным Борисом Григорьевичем, тоже начинает петь оперу, но по-своему, по-народному; она тянется за ним, но остается собой.
Фото взяты с официального сайта БДТ им. Г. А. Товстоногова (bdt.spb.ru)
Визуал
Конечно же, визуальной составляющей спектакль не лишен, но выражена она очень скупо. Все герои в черном, но не Катерина: она в красном платье, символизирующем тот самый «луч света» Добролюбова. Кроме того, позади них тоже все черным-черно: из тьмы каждый житель Калинов появляется в ней, исчезает и является ее частью.
Фото взяты с официального сайта БДТ им. Г. А. Товстоногова (bdt.spb.ru)
Кромешная тьма прерывается лишь раскатами грома - той самой божьей карой, которая дана Калинову за грехи его жителей (и никакое это не электричество). Образ грозы играет особую роль после сцены свидания Бориса и Катерины: в саду разверзается целое адское пиршество. Тем самым Андрей Могучий делает акцент на переломном моменте в судьбе героев.
Обратить внимание стоит и на костюмы: в них черный играет разнообразно, будь то кожаное черное пальто на Борис Григорьевиче или глубокий черный без отблесков на Кабанихе (Марине Игнатовой). Например, даже головной убор Варвары (Нины Александровой) символичен: он напоминает рога дьявола, ведь именно Варвара способствует грехопадению Катерины, ее встрече с Борисом Григорьевичем.
Фото взяты с официального сайта БДТ им. Г. А. Товстоногова (bdt.spb.ru)
Эмоции
Немалую роль играют эмоции героев: все они с пометкой «слишком», но тем и лучше — все основные черты запомнить легко, будь то плаксивый перед маменькой и радостный в поездке в Москву Кабанов (Алексей Винников) или лукавая, соблазняющая на грех Варвара.
Нельзя не выделить образ Кулигина в исполнении Андрея Петрова: деревенский мужичок с костромским говором постигает науку, он самоучка-гений и городской юродивый одновременно. За него актер получил «Золотой Софит» в номинации «Лучшая роль второго плана».
Если есть взлеты, есть и падения: на мой взгляд, образ Катерины не удался. Из-за постоянного плача она потеряла свои мечтательность, ностальгию по детству, боголюбие, окрыленность. Катерина Могучего — страдающая, несчастная и отрешенная.
В гиперболизации эмоций есть своя задумка: понять внутреннее состояние персонажа так куда легче. Более того, сам Могучий
сказал РГ:
«...(Мы) придумывали условный архаичный допсихологический театр...» — с целью выделить забытого Островского как драматурга еще до появления Станиславского.
Сходить в театр на классику — огромное удовольствие увидеть ее под другим углом, глазами режиссера. Однако не стоит забывать, что без прочтения оригинального произведения, без собственного осмысления вы рискуете воспринять произведение глазами другого человека. А еще лишаетесь возможности сформировать свое мнение.
Фото на обложке: официальный сайт БДТ им. Г. А. Товстоногова
Смотрим постановку Андрея Могучего «Гроза», чтобы подготовиться к ЕГЭ по литературе