Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Школьные новости
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Мы в Telegram ЧитатьЧитайте нас Вконтакте Читать

Мы в Telegram
трендыжурналистикародителирейтинг вузовискусстволитератураВУЗолимпиадаКонцерткуда поступатьжурфакДевятиклассникамличный опытинтересные фактыразвлеченияпрофориентацияподготовка к экзаменамсоветыКем бытьисследованиеувлеченияЕГЭ 2018киноработаСПбГУЕГЭ-2025На практику — в ПУ!Корейская волнаТеатрмода и стильспортвузыпоступлениекультурасаморазвитиеподросткиПоступление 2024что посмотретьсоветы психологафильмы и сериалыприемная кампания 2024образованиеКолледжиновости кинонеделиВаши историиМинистерство образованияКнижная полка ПУНовый годКаталог профессийкнигиитоговое сочинениеМГУинтервьюВостребованныеподготовка к ОГЭЧто почитатьвопрос-ответмузыкаисториярецензияолимпиадыЛучшее на СтенеотношенияопросшколаСочинениеЕГЭ-2024студентамна практику — в ПУ!подготовка к ЕГЭпрофессиикаталог сочиненийпутешествияКуда сходитьКаталог вузоврейтингкарантинрусский языкхоббиРособрнадзорЕГЭ 2024лайфхакиКак сдать ЕГЭновостилайфхакибуллингкарьераволонтерствоПсихологияЕГЭ-2022экзаменыКомпьютерные игрыУчебаОГЭ75 лет Победы
ТОП авторов
Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 35

Елизавета Уварова

Опубликовано статей: 12

Илья Воробьев

Опубликовано статей: 9

Екатерина Волгина

Опубликовано статей: 16

Дарья Хрипунова

Опубликовано статей: 8

София Харламова

Опубликовано статей: 5

Пять углов
Звучи, школьная литература!

Звучи, школьная литература!

Смотрим постановку Андрея Могучего «Гроза», чтобы подготовиться к ЕГЭ по литературе

Просмотры
2053
Школьный список литературы нынче не фаворит: кто-то говорит, что он устарел, кому-то лень читать длинные и сложные тексты русских классиков. Вот бы как-то иначе расправиться с этими произведениями... И тогда на помощь приходят спектакли. Ходить на постановки, к слову говоря, очень эффективный способ: просмотр задействует нашу слуховую, зрительную, эмоциональную и иногда даже осязательную память. Кроме того, мы можем понять персонажа куда глубже.

Возьмем, к примеру, пьесу А. Н. Островского «Гроза» - ученикам она дается труднее всего. Понять суть сложно, место действия (вымышленный город Калинов на Волге с деревенским бытом) уже не в моде, да и вообще это «старье какое-то». Охотнее ребята читают краткое содержание, чем оригинал, но тогда они упускают важные детали. 

Выход есть - пойти в театр. Я же пошла в БДТ им. Г. А. Товстоногова на спектакль «Гроза» режиссера Андрея Могучего.

О спектакле

1691497419.jpeg
Режиссер отнесся очень трепетно к оригиналу: сцены соответствуют и текстом, и действием. Ему была важна трагедийная ситуация, которая происходит в забытом богом Калинове: выбор между долгом и чувством, закостенелые взгляды русского человека. Ни молодежи, ни новым нравам, ни науке нет места в этом «Темном царстве». Поэтому для ознакомления с пьесой этот спектакль подойдет как нельзя лучше.

Звуком пронизано действие


В первую очередь нужно упомянуть, что этот спектакль — практически сплошной звук. Кажется, что режиссер А. Могучий соединил в своей работе позиции двух лагерей: Николая Добролюбова с его мнением, что Островский — это бытописатель (а также «Темное царство», «Луч света в темном царстве»). И Аполлона Григорьева с его точкой зрения, что «он — поэт национального бытия», его текст — «мелодия» (запоминаем для ЕГЭ!).

Именно благодаря звучанию каждого из героев мы погружаемся в их сущность, происхождение, эмоциональное состояние: все в городе говорят на мотив народных частушек с костромским говором, а Борис Григорьевич (Александр Кузнецов), москвич, исполняет оперу вопреки всем жителям Калинова, и они все его не понимают. Катерина (Ольга Ванькова), встретившись со своим возлюбленным Борисом Григорьевичем, тоже начинает петь оперу, но по-своему, по-народному; она тянется за ним, но остается собой. 
Фото взяты с официального сайта БДТ им. Г. А. Товстоногова (bdt.spb.ru)
Фото взяты с официального сайта БДТ им. Г. А. Товстоногова (bdt.spb.ru)

Визуал


Конечно же, визуальной составляющей спектакль не лишен, но выражена она очень скупо. Все герои в черном, но не Катерина: она в красном платье, символизирующем тот самый «луч света» Добролюбова. Кроме того, позади них тоже все черным-черно: из тьмы каждый житель Калинов появляется в ней, исчезает и является ее частью. 




Фото взяты с официального сайта БДТ им. Г. А. Товстоногова (bdt.spb.ru)
Фото взяты с официального сайта БДТ им. Г. А. Товстоногова (bdt.spb.ru)
Кромешная тьма прерывается лишь раскатами грома - той самой божьей карой, которая дана Калинову за грехи его жителей (и никакое это не электричество). Образ грозы играет особую роль после сцены свидания Бориса и Катерины: в саду разверзается целое адское пиршество. Тем самым Андрей Могучий делает акцент на переломном моменте в судьбе героев.

Обратить внимание стоит и на костюмы: в них черный играет разнообразно, будь то кожаное черное пальто на Борис Григорьевиче или глубокий черный без отблесков на Кабанихе (Марине Игнатовой). Например, даже головной убор Варвары (Нины Александровой) символичен: он напоминает рога дьявола, ведь именно Варвара способствует грехопадению Катерины, ее встрече с Борисом Григорьевичем.
Фото взяты с официального сайта БДТ им. Г. А. Товстоногова (bdt.spb.ru)
Фото взяты с официального сайта БДТ им. Г. А. Товстоногова (bdt.spb.ru)

Эмоции


Немалую роль играют эмоции героев: все они с пометкой «слишком», но тем и лучше — все основные черты запомнить легко, будь то плаксивый перед маменькой и радостный в поездке в Москву Кабанов (Алексей Винников) или лукавая, соблазняющая на грех Варвара. 

Нельзя не выделить образ Кулигина в исполнении Андрея Петрова: деревенский мужичок с костромским говором постигает науку, он самоучка-гений и городской юродивый одновременно. За него актер получил «Золотой Софит» в номинации «Лучшая роль второго плана». 

Если есть взлеты, есть и падения: на мой взгляд, образ Катерины не удался. Из-за постоянного плача она потеряла свои мечтательность, ностальгию по детству, боголюбие, окрыленность. Катерина Могучего — страдающая, несчастная и отрешенная. 

В гиперболизации эмоций есть своя задумка: понять внутреннее состояние персонажа так куда легче. Более того, сам Могучий сказал РГ: «...(Мы) придумывали условный архаичный допсихологический театр...» — с целью выделить забытого Островского как драматурга еще до появления Станиславского.
1691498656.jpeg

Сходить в театр на классику — огромное удовольствие увидеть ее под другим углом, глазами режиссера. Однако не стоит забывать, что без прочтения оригинального произведения, без собственного осмысления вы рискуете воспринять произведение глазами другого человека. А еще лишаетесь возможности сформировать свое мнение.


Фото на обложке: официальный сайт БДТ им. Г. А. Товстоногова 

Смотрим постановку Андрея Могучего «Гроза», чтобы подготовиться к ЕГЭ по литературе


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru