Оказывается, большинство людей учатся во взрослом возрасте вовсе не для того, чтобы получить навыки или выучиться на профессию мечты, а просто, чтобы в жизни не было проблем.
Что выяснили исследователи?
Причин для того, чтобы получать второе или дополнительное образование, у молодых не так много и все они, как правило, похожи: кто-то боится потерять работу, кто-то ждет вознаграждения от учебы - премии или повышения, кто-то хочет стать похожим на кумира, а кто-то просто получает удовольствие от любимого занятия. Вот только последних не набирается и 9% от всех опрошенных.
При этом рвение людей получать образование и узнавать что-то новое после работы не угасает. Сейчас, как выяснили исследователи, практически 93% опрошенных занимаются саморазвитием. Правда, в основном немного: 1-5 часов в неделю. Это максимум, сколько может позволить себе человек на то, чтобы прослушать курс или посмотреть видео на ютубе. И на самом деле этого времени могло бы быть больше, если бы мотивация была другой.
Почему это плохо?
Дело в том, что мотивация бывает разных видов: внешняя и внутренняя. И пока что все причины, ради которых молодые люди готовы работать - внешние: деньги, повышение, похвала от начальства и т.д. Но, как показывают исследования, все это работает слабее, чем искренняя заинтересованность или желание развиваться. А прой внешние факторы не просто приносят результат дольше, но и вообще могут отбить любое желание работать, привести к выгораниям и иногда - депрессиям.
Например, в 2013 году психологи решили проверить эту теорию на спортсменах: взяли группу людей, занимающихся конным спортом в удовольствие, и предложили им призы и место в иерархии. В результате вместо удовольствия занятия спортом приносили стресс и разочарования, а вместо приятных ощущений от конной прогулки было только напряжение.
Точно так происходит и с учебой: молодые люди записываются на курсы, чтобы обучиться востребованному сейчас программированию или идут на переподготовку от работы, чтобы в результате получить большую зарплату или стать востребованными на рынке. И как только в игру вступают эти цели, учеба начинает восприниматься как поход в школу, институт - "обязаловка" одним словом. И если на первый месяц-два нас хватает, то потом появляется куча отговорок, почему на занятия не остается времени, а домашку или просмотр онлайн-лекции можно перенести на потом. Мы начинаем жаловаться родным о том, что устали и совершенно не знаем, как это вывезти. И спасти тут может только второй вид мотивации - внутренняя. Причем не обязательно заменять одну другой, они могут отлично сочетаться: например, вы можете найти другую высокооплачиваемую сферу, которая будет вам искренне интересна или купить курс по вашим хобби, а за выполненные задания радовать себя материальными подарками.
Как искать мотивацию?
Часто внутренняя мотивация рождается из разных мелких аспектов вроде обстановки, в которой мы занимаемся, сложности заданий, которые мы делаем, или даже формата занятий. Поэтому повысить мотивацию можно совсем незначительными действиями. Но все же главное выбирать то, что вам действительно интересно: попробовать себя в этой сфере и хорошо понимать свои перспективы.