ПУ запускает спецпроект "Киностиль", в котором мы будем разбирать творческие стили известных кинорежиссеров.
Первый выпуск посвящен одному из колоритных и востребованных режиссеров современного кино - Уэсу Андерсону. Его киновселенная отличается от остальных во многом, но есть одно принципиальное различие: в его мире царит буйство красок на контрасте со смыслами.
Кто это такой?
Уэс Андерсон – один из наиболее известных режиссеров, работы которого запоминаются зрителю необыкновенными приемами. В основе сюжетов его комедий лежат совсем невеселые истории: отношения между детьми и родителями в неблагополучных семьях, поиск своего места в жизни, достижение цели вопреки всем преградам.
Черты художественного мира
Режиссер намеренно подменяет реальный мир карикатурами, добавляя в свои фильмы декорации, мультипликационную анимацию и контрастные цвета. С помощью такого подхода внимание зрителя привлекает наиболее важная проблема, но при этом кино не давит морально при просмотре, а детализированность декораций придает атмосферу театральности.
Ракурсы в фильмах тщательно подобраны: быстрое масштабирование и замедленная съемка погружают зрителя в мир героев, а центрирование и симметрия создают приятную картинку. Костюмы героев раскрывают их состояние и предсказывают дальнейшее развитие действия. Так, например, наряд героини «Семейка Тененбаум» раскрывает её внутренний надлом через глубокие красные раны, которыми испещрен живот зебры. Такие детали часто появляются крупным планом, не оставляя их незамеченными.
кадр из фильма «Семейка Тененбаум», 2001 (осторожно: кинокартина 18+)
Глядя на миры Андерсона, кажется, что ты попадаешь в четко выстроенную вселенную с особыми правилами: начиная от сочетания цветов (красный, желтый и оранжевый), заканчивая фреймингом (в фильмах часто есть кадры, в которых мы наблюдаем за чем-то через окно, телевизор или замочную скважину). Следящая съемка и переходы между кадрами придают динамичности, а также дополняют эффект сцены или кукольного дома.
Отстранение достигается подменами: дети в фильмах Уэса становятся ответственными и серьезными, а взрослые – легкомысленными и веселыми. Такой прием напоминает манеру повествования в «Маленьком Принце» Антуана де Сент Экзюпери, где ребенок понимает, ощущает и проживает гораздо больше, чем взрослые, зацикленные на материальном или мелочном.
Почему стоит смотреть его фильмы?
Яркость композиции контрастирует с безэмоциональностью героев, что помогает глубже понять центральную проблему, погрузиться в мотивы. Уэс Андерсон фокусируется на том, как человек раз за разом преодолевает преграды, но при этом учится чем-то жертвовать, как это бывает в реальной жизни. Выстроенность картинки и поведения героев создает карикатурность, появляется впечатление, что режиссер пародирует известные жанры, умело встраивая их в свою реальность, заставляя нас проживать все по-новому.