Cодержание
Именно здесь, в окрестностях бывшей Куоккалы прошли последние 30 лет жизни художника - здесь же он нашел покой. И сегодня мы узнаем, как жил и творил один из лучших живописцев русской школы.
У ворот - римские боги-хранители и покровители очага
Пожалуй, ехать сюда стоит только ради атмосферы: сходишь с автобуса, оглядываешься, вдыхаешь и сразу - какое-то спокойствие, умиротворение и свежесть. Возможно из-за елей, растущих по ту и по эту сторону дороги, или из-за приятного ветерка с Финского.
Усадьба стоит чуть вдалеке - за верхушками деревьев ее даже не разглядишь. Одним словом девственная природа во всей красоте, кроме одной приметной детали - резных, раскрашенных ворот с надписью "ПЕНАТЫ".
усадьба названа "Пенатами" по имени римских богов-хранителей и покровителей домашнего очага. Их изображения сохранились на воротах, которые появились здесь в 1903 года
Они создавались по эскизу самого Репина - все в Пенатах художник делал по своему вкусу, чтобы создать уединенное, но комфортное место. Все для плодотворного отдыха и работы. И ему это удалось: аллея к дому (которую Репин назвал Пушкинской) по обе стороны окружена елями и мелкими кустарниками, вокруг тишина - поначалу кажется, что в Пенатах больше никого нет, но у дома уже собирается экскурсионная группа.
Раньше гости приезжали и приходили в Пенаты в любое время - но сейчас планировать поездку сюда стоит заранее. Сеансы проходят четко по расписанию.
Дом, наполненный теплом и светом
Пенаты действительно ни на что не похожи - сначала нас встречают необычные ворота, а теперь и дом, совсем на дом не похожий. Со стороны он кажется несуразным - нагромождение построек, где-то деревянный, где-то стеклянный, где-то угловатый, где-то округлый.
Но в том его уникальность: никакого проекта дома изначально не существовало. Это была обычная одноэтажная постройка. Постепенно семья ширилась, приезжало все больше гостей. Так дом оброс множеством шатров и флигелей. Некоторые из них стеклянные - Репину, как художнику, нужно было много света для работы.
Внутри: прихожая и кабинет
Девиз "Пенат" - самопомощь: многочисленные гости здесь заботились о себе сами. Например, в прихожей не было швейцара или других слуг: гости сами раздевались, а после били в гонг, рядом с которым на картонке написано:
У Пенат даже был свой флаг - голубой. По средам, когда здесь собирались гости, его поднимали над домом: сейчас он в плохом состоянии, поэтому не вывешивается - хранится как память.Прихожая соединяется с кабинетом - самой поздней пристройкой дома. Он появился здесь в 1911 году и использовался Репиным как мастерская: из-за стеклянной крышки крыши здесь всегда было много света.
Интересная деталям - в полукруге у подоконника стоят бюсты Стасова, Толстого, Сурикова, Рубенштейна, Кони и Менделеева. Это памятное воспоминание о близких друзьях художника - Репин хотел, чтобы их "копии" всегда окружали его во время работы.
в центре стола - как бумажный пресс - лежит большой осколок зеленого стекла. Репин привез его из своей поездки на Брянский замок
Гостиная, зимняя веранда и столовая - сердце дома
Еще одной важной комнатой была гостиная - сбоку от кабинета. Здесь гости собирались по средам: в углу до сих пор стоит рояль, а при входе слепок со знаменитой Венеры Милосской. Дом Репина наполнен искусством - что совсем неудивительно для художника - на стенах его малоизвестные работы и картины учеников.
В неприемные дни гостиная становилась кабинетом второй жены художника - Натальи Нордман. Она же и являлась законной хозяйкой Пенат - лишь после ее смерти усадьба перешла во владение Репина, а затем отошла Академии художеств. Но с одним условием - здесь обязательно должен быть музей Ильи Ефимовича.
Жизнь всегда кипела в большой столовой - здесь находится особый круглый стол с выдвижными ящичками. Поначалу кажется, что оказался на Поле Чудес - стол крутится, обходя всех воображаемых гостей. Обслуга здесь была запрещена, гости все делали сами (та самая самопомощь): за ручки перемещали к себе нужное блюдо, а грязную посуду складывали в ящички.
Нарушители этого правила - "изгонялись" на трибуну при входе. Чтобы вернуться за стол, нужно было произнести остроумную речь. Репин и сам подначивал гостей нарушать правила - ведь так было больше речей и обед проходил веселее.
стол, который сейчас находится в Пенатах - новодел. Старый был создан в 1909 году по заказу финским столяром Пекко Ханекайненом
Мастерская - главное место любого художника
Репин творил во всем доме, но как у творца у него было особенное место для работы - поднявшись из гостиной по небольшой деревянной лесенке, оказываешься в самом большом помещении дома.
Здесь много пространства - картины на мольбертах, самодельная палитра Репина и последний автопортрет художника (который отражает печальную жизнь в брошенной после революции Куоккале).
После 1917 года поселок перестал быть частью Российской империи, которой, собственно, тоже не стало. Многие дома оказались брошены, но Репин отказался уезжать отсюда: в те годы жизнь здесь была тяжелой - не хватало еды, дров для растопки, поэтому на портрете Репин в шапке и пальто.
В летней мастерской небольшим фильмом заканчивается экскурсия - на последних минутах видео Репин машет уезжающим гостям. Художник улыбается и весело смотрит нам вслед, приглашая снова приехать в Пенаты...