Берег Финского залива, вокруг — душистые сосны и ели и воспоминания о людях, которые когда-то съезжались сюда со всего Петербурга с единственной целью — стать гостями именитого и всемирно известного Репина. Создателя «Бурлаков на Волге», «Садко в подводном царстве и других шедевров.
Именно здесь, в окрестностях бывшей Куоккалы прошли последние 30 лет жизни художника — здесь же он нашел покой. И сегодня мы узнаем, как жил и творил один из лучших живописцев русской школы.

У ворот — римские боги-хранители и покровители очага
Пожалуй, ехать сюда стоит только ради атмосферы: сходишь с автобуса, оглядываешься, вдыхаешь и сразу — какое-то спокойствие, умиротворение и свежесть. Возможно из-за елей, растущих по ту и по эту сторону дороги, или из-за приятного ветерка с Финского.
Усадьба стоит чуть вдалеке — за верхушками деревьев ее даже не разглядишь. Одним словом девственная природа во всей красоте, кроме одной приметной детали - резных, раскрашенных ворот с надписью «ПЕНАТЫ».

усадьба названа "Пенатами" по имени римских богов-хранителей и покровителей домашнего очага. Их изображения сохранились на воротах, которые появились здесь в 1903 года
Они создавались по эскизу самого Репина — все в Пенатах художник делал по своему вкусу, чтобы создать уединенное, но комфортное место. Все для плодотворного отдыха и работы. И ему это удалось: аллея к дому (которую Репин назвал Пушкинской) по обе стороны окружена елями и мелкими кустарниками, вокруг тишина — поначалу кажется, что в Пенатах больше никого нет, но у дома уже собирается экскурсионная группа.
Раньше гости приезжали и приходили в Пенаты в любое время - но сейчас планировать поездку сюда стоит заранее. Сеансы проходят четко по расписанию.
Дом, наполненный теплом и светом
Пенаты действительно ни на что не похожи — сначала нас встречают необычные ворота, а теперь и дом, совсем на дом не похожий. Со стороны он кажется несуразным — нагромождение построек, где-то деревянный, где-то стеклянный, где-то угловатый, где-то округлый.
Но в том его уникальность: никакого проекта дома изначально не существовало. Это была обычная одноэтажная постройка. Постепенно семья ширилась, приезжало все больше гостей. Так дом оброс множеством шатров и флигелей. Некоторые из них стеклянные - Репину, как художнику, нужно было много света для работы.
Внутри: прихожая и кабинет
Девиз «Пенат — самопомощь: многочисленные гости здесь заботились о себе сами. Например, в прихожей не было швейцара или другой прислуги: гости сами раздевались, а после били в гонг, рядом с которым на картонке написано:

Прихожая соединяется с кабинетом — самой поздней пристройкой дома. Он появился здесь в 1911 году и использовался Репиным как мастерская: из-за стеклянной крышки крыши здесь всегда было много света.
Интересная деталям — в полукруге у подоконника стоят бюсты Стасова, Толстого, Сурикова, Рубенштейна, Кони и Менделеева. Это памятное воспоминание о близких друзьях художника — Репин хотел, чтобы их «копии всегда окружали его во время работы.
Гостиная, зимняя веранда и столовая — сердце дома
Еще одной важной комнатой была гостиная — сбоку от кабинета. Здесь гости собирались по средам: в углу до сих пор стоит рояль, а при входе слепок со знаменитой Венеры Милосской. Дом Репина наполнен искусством — что совсем неудивительно для художника — на стенах его малоизвестные работы и картины учеников.
В неприемные дни гостиная становилась кабинетом второй жены художника — Натальи Нордман. Она же и являлась законной хозяйкой Пенат — лишь после ее смерти усадьба перешла во владение Репина, а затем отошла Академии художеств. Но с одним условием - здесь обязательно должен быть музей Ильи Ефимовича.
Гостиная выходила на зимнюю веранду, одно из уникальнейших мест в доме — восьмиугольная и на две трети стеклянная. За счет обилия света, Репин часто писал здесь портреты своих гостей — в центре стоит мягкое кресло на высокой подставке, в котором позировали Короленко, Бехтерев, Самойлов и другие. Жизнь всегда кипела в большой столовой — здесь находится особый круглый стол с выдвижными ящичками. Поначалу кажется, что оказался на Поле Чудес — стол крутится, обходя всех воображаемых гостей. Обслуга здесь была запрещена, гости все делали сами (та самая самопомощь): за ручки перемещали к себе нужное блюдо, а грязную посуду складывали в ящички.
Нарушители этого правила — «изгонялись» на трибуну при входе. Чтобы вернуться за стол, нужно было произнести остроумную речь. Репин и сам подначивал гостей нарушать правила - ведь так было больше речей и обед проходил веселее.
Мастерская - главное место любого художника
Репин творил во всем доме, но как у творца у него было особенное место для работы — поднявшись из гостиной по небольшой деревянной лесенке, оказываешься в самом большом помещении дома.
Здесь много пространства — картины на мольбертах, самодельная палитра Репина и последний автопортрет художника (который отражает печальную жизнь в брошенной после революции Куоккале).
После 1917 года поселок перестал быть частью Российской империи, которой, собственно, тоже не стало. Многие дома оказались брошены, но Репин отказался уезжать отсюда: в те годы жизнь здесь была тяжелой - не хватало еды, дров для растопки, поэтому на портрете Репин в шапке и пальто.
Еще одна интересная деталь комнаты — диван в центре. Но это не просто элемент декора, у него есть «художественная» история: здесь в 1914 году Репину позировал сам Шаляпин. Но портрета этого не найти — Илья Ефимович долго работал над ним и после признался, что «замучил картину». Из главной мастерской есть выход на летнюю мастерскую (здесь художник хранил недописанные работы) и летнюю веранду. Здесь узнаешь интересную привычку Репина — он любил спать на воздухе, даже зимой. Накрывался толстым одеялом, в шапке — по воспоминаниям дочерей, по утрам его усы покрывались инеем. В летней мастерской небольшим фильмом заканчивается экскурсия - на последних минутах видео Репин машет уезжающим гостям. Художник улыбается и весело смотрит нам вслед, приглашая снова приехать в Пенаты...