Cодержание
Даже не имея аккаунта на маркетплейсе, любой из нас ещё с середины ноября слышал о предстоящем событии, которое будоражит как заядлых шопоголиков, так и любителей сэкономить — Чёрная пятница. Самая масштабная распродажа года проходит в России с 24 по 26 ноября.
Люди по всему миру с нетерпением ждут конца ноября, чтобы буквально с головой погрузиться в покупки. Но откуда такой ажиотаж? И как это событие влияет на производителей, потребителей и нашу планету в целом? Давайте разберемся вместе.
КАК ПОЯВИЛАСЬ ЧЕРНАЯ ПЯТНИЦА?
Есть три предпосылки к появлению названия распродажи. Все они связаны с исторической и культурной повесткой США. Например, ещё с 19 века “чёрными” называли дни сильнейших экономических потрясений. Помимо пятницы еще известны “Чёрный вторник” и “Чёрный понедельник”. Кратко опишем историю интеграции этого термина в повседневную речь.
Из этого можно сделать вывод, что Чёрная пятница — это культурное явление, которое появилось и имеет смысл именно в Америке. Со временем предприниматели из других стран захотели повторить успешный опыт на родине.
В начале 10-х годов в России появляется Чёрная пятница, а вот какие особенности она приобретает в нашем экономическом пространстве, мы сейчас обсудим.
ЧЕРНАЯ ПЯТНИЦА С РУССКИМ АКЦЕНТОМ
Из-за исторических особенностей и менталитета, русские с недоверием относятся к предпринимателям. Как показал опыт первых распродаж такого масштаба — все стереотипы появляются неспроста. С 2010 по 2013 год Чёрная пятница использовалась продавцами как возможность реализовать старые коллекции, редкие размеры, технику с несущественным браком, в общем, все то, что и даром никому не было нужно. Цены на товары сначала искусственно завышались, а с приходом сезона скидок опускались до первоначальной стоимости. С 2016 года эта тенденция стала сходить на нет, благодаря Ассоциации компаний интернет-торговли и ее кампании «Настоящая чёрная пятница».
Еще одна особенность, которую распродажа приобрела в России, заключается в том, что она может начаться в любой момент. День Благодарения у нас не празднуется, поэтому нет четких дат, к которым можно привязать Чёрную пятницу. Так, скидки на товары у нас появляются на недели раньше, чем во всём мире. А порой маркетплейсы и вовсе называют любые распродажи «Чёрными пятницами», чтобы привлечь внимание потребителей. Такая тактика имеет успех, но откуда у людей столько незакрытых потребностей в покупке чего-либо?
В нынешней экологической повестке невозможно не задуматься о влиянии культуры массового потребления и производства на окружающий мир. Для понимания этой проблемы выделим основные негативные последствия Чёрной пятницы:
ЧРЕЗМЕРНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ
Во время распродаж люди могут поддаться влиянию толпы и потерять
контроль над собой и своими желаниями. Покупка «очень нужной вещи» на скидках зачастую оборачивается лишней тратой денег. И вскоре товар будет выброшен в мусорку, что значительно влияет на уровень загрязнения окружающей среды.
Одна из самых популярных категорий товаров в Черную Пятницу - это одежда. Однако по последним посчетам россияне выбрасывают около 15 кг одежды. В то время, как ведущий программы "Экосреда" Сергей Елизаров рассказывал изданию MK.RU, что на изготовление одной футболки требуется порядка 3000 литров воды.
БОЛЬШОЙ ПРОЦЕНТ ИНТЕРНЕТ-ПОКУПОК ВЛИЯЕТ НА АТМОСФЕРУ
По исследованию финансовой британской компании "money.co.uk" при
доставке товаров, которые были заказаны онлайн в Чёрную пятницу в 2020 году, в атмосферу попало около 429 тысяч углекислого газа (CO2). Такой же ущерб озоновому слою могут нанести 435 перелетов из Нью-Йорка в Лондон.
ИНФЛЯЦИЯ
Бренды редко увеличивают производство перед Чёрной пятницей. Наоборот, их цель — максимально выгодно реализовать уже существующую продукцию и остатки. И это работает: по данным банка ВТБ, россияне потратили более 13 миллиардов рублей в 2022 году. А по данным Вайлдберриз - 106,4 миллиардов рублей.
Если объем товара остается прежним, а количество выплаченных средств растет, это приводит к снижению ценности денег в целом. Все эти тезисы имеют право на существование, но ведь мы живём в обществе потребления и не можем полностью противостоять тенденциям его развития.
Неужели надо отказаться от удовлетворения своих желаний и игнорировать Чёрную пятницу? Нет! Просто стоит подойти к распродаже более рационально и следовать некоторым советам:
СОСТАВЬТЕ СПИСОК
Если вы решили поучаствовать в Чёрной пятнице, то выпишите те товары,
которые собираетесь приобрести и старайтесь не отходить от этого плана. Спонтанные покупки часто оборачиваются ненужной тратой денег.
МОНИТОРЬТЕ ЦЕНЫ
Этот совет связан с первым. Если вы заранее знаете, что необходимо купить, то за месяц начните проверять изменения стоимости товара. Легче всего это делать на маркетплейсах — в карте любого продукта можно увидеть график, который отображает цену в разные периоды. Это полезно для того, чтобы не переплатить во время скидок, так как некоторые продавцы завышают цены перед скидками.
Черная пятница: как не попасться на уловки мошенников и защитить свой кошелек?
О правилах кибербезопасности перед ноябрьской распродажей рассказывает эксперт из Северо-Западного ГУ Банка России
Читать далее
НЕ БЕРИТЕ ТЕЛЕЖКУ ИЛИ КОРЗИНКУ
Наличие корзины для продуктов рядом может повлиять на наше подсознание и по-настоящему заставить положить туда ненужные товары, чтобы заполнить пустое место.
Используйте наличный расчет. Так вы сможете в моменте отслеживать траты и количество оставшихся денег.
ИЗБЕГАЙТЕ АКЦИЙ «3 ПО ЦЕНЕ 1»
Если разговор не о дорогой продукции по типу бытовой техники или мебели, то задумайтесь, а нужны ли вам три одинаковых товара? В чем выгода, если вещь уже куплена, но использоваться вообще не будет.
Чтобы Чёрная пятница приносила пользу, а не вред, стоит развивать собственное мнение, критическое мышление и завести привычку думать о том, как наши действия способны повлиять на будущее — будь то плохое настроение из-за неподходящей кофточки или заваленные этими кофточками свалки.