Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

ЕГЭ-2024работаисследованиелайфхакипутешествияНовостиУчитель75 лет Победыанглийский языккультуракиноВостребованныеподготовка к ОГЭПсихологияДевятиклассникампрофессиихоббикак прошли ЕГЭ-2018СпецпроектыолимпиадыкарантинМГУЕГЭ 2018новости кинонеделижурфакКонцертКем бытьТеатрувлечениякиносуббота с ПУразвлеченияНовый годинтересные фактына практику — в ПУ!Как сдать ЕГЭстудентамПоступление 2024личный опытпрофориентациярецензияЛучшее на Стенеобразованиеприемная кампания 2024лайфхакиспортВУЗисторияфестивальРособрнадзорОГЭсаморазвитиеподросткиинтервьювопрос-ответродителиэкзаменыитоговое сочинениеМинистерство образованияолимпиадакаталог сочиненийподготовка к экзаменамрейтинг вузовмузыкалитературачто посмотретьВаши историиЕГЭ-2022СПбГУЕГЭ 2024советы психологаотношенияКаталог профессийЧто почитатьрейтингСочинениесоветыпоступлениеискусствоКаталог вузовКуда сходитьрусский языкКнижная полка ПУНа практику — в ПУ!волонтерствожурналистикаподготовка к ЕГЭкнигивузылицензиякуда поступатьшколаопрос
ТОП авторов
Татьяна Герасименко

Опубликовано статей: 23

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 28

Полина Батракова

Опубликовано статей: 10

Матвей Невьянцев

Опубликовано статей: 9

Мария Горяинова

Опубликовано статей: 6

Пять углов
«Зомби-данные»: подтвердить или опровергнуть?

«Зомби-данные»: подтвердить или опровергнуть?

Почему люди доверяют фейковым новостям и как отличить правду от лжи в СМИ - разбиралась Екатерина Чугуевская, СПбГУ

Просмотры
848

Современные масс-медиа функционируют в условиях большой скорости коммуникационных процессов, порождающих информационный шум. В связи с этим размываются границы между правдивыми и ложными новостями. В результате в масс-медиа появляются фейковые новости, в число которых входят «зомби-данные». Это сомнительные, но очень живучие сведения, которые трудно опровергнуть, потому что интуитивно они представляются верными.

ЧТО ТАКОЕ «ЗОМБИ-ДАННЫЕ»?


Сложносоставное слово «зомби-данные» точно отражает этого явления: согласно этнографическому словарю, «зомби» - это человек, потерявший контроль над собой и бессознательно подчиняющийся чужой воле. То же самое происходит и с людьми, которые воспринимают «зомби-данные». Они не анализируют их критически, а с легкостью принимают на веру, полностью доверяя автору.

«Зомби-данные» включают в себя ряд разнообразных явлений медиасферы: поддельные тексты, а также фото-, аудио- и видеозаписи. Целей, для достижения которых создаются и распространяются «зомби-данные», может быть много: чтобы привлечь внимание к общественно-важным проблемам или высмеять позорные явления, чтобы дезинформировать или спровоцировать общественность.

Согласно исследованию Массачусетского технологического института от 2018 года, фейковые новости, к которым относятся и «зомби-данные», распространяются на 600% быстрее, чем правдивые сведения.

«ЗОМБИ-ДАННЫЕ» НА ПРИМЕРАХ


Существует много примеров, когда «зомби-данные» заставляли людей верить в ложные новости. В 2014 году активистка Елена Васильева опубликовала список российских военнослужащих, которые, с ее слов, погибли на Украине. Эта новость быстро распространилась по многим интернет-СМИ. Однако затем выяснилось, что список ненастоящий: фамилии в нем полностью совпали с данными игроков оренбургского футбольного клуба «Газовик» за 2009 год. Все футболисты оказались живы, и в 2014 году играли уже в разных российских командах.

Другой пример «зомби-данных» - опубликованная в социальной сети ростовчанином в 2017 году фотография улыбающейся женщины с подписью «Вдова Дэвида Рокфеллера на похоронах». Многие пользователи поверили в достоверность публикации: за 4 дня она набрала более 17 тысяч репостов, а большинство комментаторов осудили позитивную эмоцию женщины: «отмучалась», «дождалась». На самом деле в публикации был кадр со съемок фильма «Джеки» с Натали Портман. Автор поста рассказал, что действительно посчитал актрису вдовой Рокфеллера. Только после того, как ему указали на ошибку в комментариях, он удалил пост.

Фото взято с просторов Интернета
Фото взято с просторов Интернета

Публикация о советском космонавте Сергее Крикалеве – еще один пример «зомби-данных». В 2023 году в масс-медиа стала распространяться история о том, что в 1991 году он застрял в космосе из-за распада советского союза и невозможности отправить другой экипаж с Земли. В действительности же космонавт Крикалев сам решил остаться на орбитальной станции «Мир» в роли бортинженера на более долгий срок, чем планировал изначально.

Фото взято с просторов Интернета
Фото взято с просторов Интернета
Казалось бы, поверить в то, что эти новости имеют хоть малейший намек на правду, невозможно. Однако, как считает Директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ) Владимир Зыков, 80% людей верят в фейки и лишь 20% могут отличить правдивую новость от ложной.
10 правил медиаграмотности или как правильно взаимодействовать с контентом
Разбираемся вместе с профессором и заведующей кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ Камиллой Нигматуллиной
Читать далее

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ДОВЕРЯЮТ «ЗОМБИ-ДАННЫМ»?


Во-первых, самостоятельно анализировать всю информацию, которую распространяют масс-медиа, очень тяжело. Людям гораздо проще воспринять готовую новость и поверить в нее. С годами это входит в привычку, и аудитория все меньше думает о том, что надо проверять новости, которые они читают в средствах массовой информации.

Во-вторых, распространению и укреплению в сознании людей «зомби-данных» способствуют когнитивные искажения. Это предвзятые убеждения, которые побуждают концентрироваться лишь на одной стороне ситуации - позитиве или негативе.

В-третьих, быстрому распространению «зомби-данных» способствует их направленность на эмоции аудитории. Достигается это посредством создания «кричащих» заголовков или распространения резонансной информации, за счет которых у людей снижается способность критически осмыслять увиденное, прочитанное. Даже если новость абсурдна, она все равно станет катализатором для действия: заставит человека поделиться ею с близкими или подвергнуть критике. А активное обсуждение, в свою очередь, продвинет ложную новость в разделы «самое читаемое» или «популярное», благодаря чему ее увидят больше людей.

Поскольку мы живем в информационном обществе, на наши взгляды и убеждения влияет содержание информации, которую мы потребляем. Учитывая это, распространение «зомби-данных» напрямую воздействует на психическое здоровье общества.
1700818821.png
Как же проверить информацию на достоверность и защитить себя от негативного воздействия «зомби-данных»?


ПРАВИЛО №1 


Читайте материал полностью, а не только «кричащие» или кликбейтные заголовки. Название может быть провокационным, но не отражать суть статьи или новости. Средствам массовой информации выгодно использовать клибейтные заголовки, потому что они привлекают аудиторию и увеличивают доходы владельцев сайта от рекламы.

ПРАВИЛО №2


Проверьте первоисточники информации. Признак фейковой новости – это отсылка к анонимным свидетелям, которые якобы имеют доступ к информации. Правдивая новость должна опираться на официальные источники: представителей государственных органов, правительственных структур, политических партий; на экспертов и специалистов: ученых, профессоров, аналитиков; на деловые бумаги, архивы и официальные документы.

ПРАВИЛО №3


Оцените материал на количество эмоциональной лексики и стиль подачи. Наличие только одной точки зрения, а также большое количество однотипных характеристик могут быть признаком фейкового материала.

ПРАВИЛО №4


Проверьте достоверность фотографий. Зачастую в дополнение к «зомби-данным» прикрепляют поддельные иллюстрации – снимки, созданные при помощи фотомонтажа. Подозрительную фотографию можно проверить через обратный поиск с помощью различных сервисов, один из которых Google.Картинки. Чтобы убедиться в достоверности фотографии, достаточно вставить ссылку на нее в поисковую строку.

В наше время, когда СМИ оказывают сильное воздействие на аудиторию и распространяют большие информационные потоки, важно сохранять способность критического мышления и проверять сведения, чтобы не попасть под негативное влияние «зомби-данных».


Изображение на обложке: freepik.com
Почему люди доверяют фейковым новостям и как отличить правду от лжи в СМИ - разбиралась Екатерина Чугуевская, СПбГУ


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru