Cодержание
Современные масс-медиа функционируют в условиях большой скорости коммуникационных процессов, порождающих информационный шум. В связи с этим размываются границы между правдивыми и ложными новостями. В результате в масс-медиа появляются фейковые новости, в число которых входят «зомби-данные». Это сомнительные, но очень живучие сведения, которые трудно опровергнуть, потому что интуитивно они представляются верными.
ЧТО ТАКОЕ «ЗОМБИ-ДАННЫЕ»?
Сложносоставное слово «зомби-данные» точно отражает этого явления: согласно этнографическому словарю, «зомби» - это человек, потерявший контроль над собой и бессознательно подчиняющийся чужой воле. То же самое происходит и с людьми, которые воспринимают «зомби-данные». Они не анализируют их критически, а с легкостью принимают на веру, полностью доверяя автору.
«Зомби-данные» включают в себя ряд разнообразных явлений медиасферы: поддельные тексты, а также фото-, аудио- и видеозаписи. Целей, для достижения которых создаются и распространяются «зомби-данные», может быть много: чтобы привлечь внимание к общественно-важным проблемам или высмеять позорные явления, чтобы дезинформировать или спровоцировать общественность.
«ЗОМБИ-ДАННЫЕ» НА ПРИМЕРАХ
Существует много примеров, когда «зомби-данные» заставляли людей верить в ложные новости. В 2014 году активистка Елена Васильева опубликовала список российских военнослужащих, которые, с ее слов, погибли на Украине. Эта новость быстро распространилась по многим интернет-СМИ. Однако затем выяснилось, что список ненастоящий: фамилии в нем полностью совпали с данными игроков оренбургского футбольного клуба «Газовик» за 2009 год. Все футболисты оказались живы, и в 2014 году играли уже в разных российских командах.
Другой пример «зомби-данных» - опубликованная в социальной сети ростовчанином в 2017 году фотография улыбающейся женщины с подписью «Вдова Дэвида Рокфеллера на похоронах». Многие пользователи поверили в достоверность публикации: за 4 дня она набрала более 17 тысяч репостов, а большинство комментаторов осудили позитивную эмоцию женщины: «отмучалась», «дождалась». На самом деле в публикации был кадр со съемок фильма «Джеки» с Натали Портман. Автор поста рассказал, что действительно посчитал актрису вдовой Рокфеллера. Только после того, как ему указали на ошибку в комментариях, он удалил пост.
Публикация о советском космонавте Сергее Крикалеве – еще один пример «зомби-данных». В 2023 году в масс-медиа стала распространяться история о том, что в 1991 году он застрял в космосе из-за распада советского союза и невозможности отправить другой экипаж с Земли. В действительности же космонавт Крикалев сам решил остаться на орбитальной станции «Мир» в роли бортинженера на более долгий срок, чем планировал изначально.
ПОЧЕМУ ЛЮДИ ДОВЕРЯЮТ «ЗОМБИ-ДАННЫМ»?
Во-первых, самостоятельно анализировать всю информацию, которую распространяют масс-медиа, очень тяжело. Людям гораздо проще воспринять готовую новость и поверить в нее. С годами это входит в привычку, и аудитория все меньше думает о том, что надо проверять новости, которые они читают в средствах массовой информации.
Во-вторых, распространению и укреплению в сознании людей «зомби-данных» способствуют когнитивные искажения. Это предвзятые убеждения, которые побуждают концентрироваться лишь на одной стороне ситуации - позитиве или негативе.
В-третьих, быстрому распространению «зомби-данных» способствует их направленность на эмоции аудитории. Достигается это посредством создания «кричащих» заголовков или распространения резонансной информации, за счет которых у людей снижается способность критически осмыслять увиденное, прочитанное. Даже если новость абсурдна, она все равно станет катализатором для действия: заставит человека поделиться ею с близкими или подвергнуть критике. А активное обсуждение, в свою очередь, продвинет ложную новость в разделы «самое читаемое» или «популярное», благодаря чему ее увидят больше людей.
ПРАВИЛО №1
ПРАВИЛО №2
ПРАВИЛО №3
ПРАВИЛО №4
В наше время, когда СМИ оказывают сильное воздействие на аудиторию и распространяют большие информационные потоки, важно сохранять способность критического мышления и проверять сведения, чтобы не попасть под негативное влияние «зомби-данных».