Кристофер Нолан - кинорежиссёр, услышав имя которого многие сразу вспомнят свой любимый фильм. Сегодня в киноиндустрии такие художники кино - большая редкость. Если не считать, конечно, Джеймса Кэмерона, Стивена Спилберга, Квентина Тарантино и Джорджа Лукаса. Кстати, именно Лукас своим четвертым эпизодом франшизы «Звездные Войны» вдохновил Кристофера Нолана заниматься режиссурой . А еще - боевики с Джеймсом Бондом, которые по словам самого Нолана, повлияли на его творческое развитие.
Кино на вечер: четыре легендарных фильма Кристофера Нолана
Рассказывает Алина Херовинчук, СПбГУ, г. Санкт-Петербург
ПУТЬ НОЛАНА: Дебют и приглашение от студии Warner Bros
Первый фильм Нолана «Преследование» был снят на его собственные деньги - они составляли ничтожные по голливудским меркам 6000 $. Кинокартина рассказывает о писателе, который из-за необычного пристрастия - слежки за незнакомцами - по неосторожности попадает в криминальный мир. Несмотря на маленький бюджет, рассчитанный Кристофером вплоть до цента, кассовые сборы фильма превысили расходы в 21 раз.
«Преследование», 1998
Джереми Теобалд, кадр из фильма «Преследование», 1998
Блистательный дебют британского кинорежиссера заметили влиятельные в киноиндустрии лица: сразу после премьеры студия Warner Bros взяла Кристофера Нолана под свое крыло.
Одно из культовых достижений Нолана в работе при студии - это создание трилогии про Бэтмена. В ней Кристофер отошел от типичных режиссерских приемов и эффектов, сделав акцент на реализме, философии и науке. “Бэтмен: Начало”, “Темный рыцарь”, “Темный рыцарь: возрождение легенды” считаются одними из лучших супергеройских фильмов всех времен.
Кристофер Нолан на съемках фильма "Темный рыцарь", 2008
Кристофер Нолан на съемках фильма "Темный рыцарь: возрождение легенды", 2012
Кристофер Нолан на съемках фильма "Темный рыцарь", 2008
Кристофер Нолан на съемках, Arnold Maghan /Getty Images
Кто-то посчитает сотрудничество со студией за чистое везение, а кто-то увидит в этом судьбоносное событие - и тоже будет прав. Потому что именно с этого момента Нолан начал привлекать в свои фильмы восходящих и взошедших звезд - многие из них не раз появятся в его кино работах, как например, Майкл Кейн, Том Харди. Или Киллиан Мерфи - ирландский актёр, сыгравший в трилогии эпизодическую роль Джонатана Крейна, а впоследствии получивший главную роль в недавней работе Нолана «Оппенгеймер».
СТИЛЬ КРИСТОФЕРА НОЛАНА: ДУЭТ НАУКИ И ФИЛОСОФИИ
Что отличает талантливого режиссера от посредственного? Наличие стиля. А стиль Нолана узнать довольно легко. Во-первых, если говорить о создании фильма с точки зрения технического подхода, то в работах Нолана многие культовые сцены сделаны без каких-либо спецэффектов и компьютерной графики - они сняты вживую. Это и изменения гравитации в фильме “Начало” (2011), и переворот грузовика в “Темном рыцаре” (2008), и взрыв атомной бомбы в “Оппенгеймере” (2023).
Во-вторых, сюжет любимого фильма Нолана всегда очень сложен и глубок. И в то же время он предельно точен с точки зрения научной фантастики, которую вплетает Кристофер в свои работы: это и концепция нейронауки сновидений в “Начале”, и влияние искажения времени в “Интерстелларе”. При этом Нолан не использует научную фантастику в духе “эффект ради эффекта”, научная фантастика идет рука об руку с философией человеческих ценностей и нравственных парадоксов.
Это - своеобразный способ поднимать сложные философские вопросы (любовь, время, справедливость, воля). Иногда это проявляется в конкретном герое, иногда - во всей картине. Нолан делает кино не чтобы поглазеть, а чтобы подумать.
Одна из самых известных работ Нолана - «Интерстеллар», 2014. Это история о космонавте, который отправился изучать неизвестные планеты для проверки на пригодность к жизни. Но после оказывается, что всё абсолютно не то, чем кажется.
В этом фильме прослеживаются характерные признаки кинокартин Кристофера Нолана: это научность и человеческие ценности, которые режиссер объединил в ключевой теме - время. Время как мера человеческой жизни и как физическая модель, у которой в космическом пространстве - свои законы.
«Не уходи смиренно в сумрак вечной тьмы ...»
Смотрим «Интерстеллар» вместе с Дианой Загртдиновой
Однако Нолан, как и любой художник, не останавливается в собственном развитии. Подтверждение тому - последняя на данный момент работа «Оппенгеймер», 2023. Здесь Нолан включил нелинейное повествование, сместив фокус внимания биографичность науки. Но стиль Нолана все равно можно распознать. Это тоже глубокая драма, в которой большую роль играет каждый персонаж, слово и действие. Режиссер снова показывает нам борьбу героя с самим собой.
«Оппенгеймер»: Американский Прометей Кристофера Нолана
Кристофер Нолан - режиссер крупный и один из самых кассовых на сегодняшний момент. Но в то же время он - не для всех, и его фильмы вряд ли можно порекомендовать тем людям, которые ждут много экшена и зрелищности. За неумение демонстрировать это массовому зрителю Нолана ругают как критики, так и простой народ. Но величие в плане драмы и научной фантастики сложно переоценить. Это фильмы для думающего зрителя.
Спецпроект «Киностиль» продолжает Руслан Самарцев, медиацентр “Три кита”, г. Сертолово