Пародия на любовь, фарс на трагедию, несколько концовок и путаница во времени. Все это многообразие стилей и приемов можно назвать маяками одного из самых загадочных и актуальных литературных направлений - постмодернизма.
Однако читать и воспринимать сюжеты таких произведений бывает довольно сложно. Так как же понять, что представляет из себя постмодернизм, за что его критикуют и почему не каждый может осилить это направление? Разбираем вместе.
ЧТО ТАКОЕ ПОСТМОДЕРН И ЧЕМ ОН НЕ ПОХОЖ НА МОДЕРН?
Постмодернизм зародился в шестидесятых годах 20-го столетия, после второй мировой, когда мир понял, что переделывать прошлое — не лучший выход. Одним из главных представителей того времени можно назвать В. Ерофеева "Москва-Петушки" (1969), а из современных авторов — В. Пелевина.
Главной целью постмодернизма стало желание показать бессмысленность происходящего. Каждое событие не закономерность, а лишь воля случая. «Случайности случайны» — это про произведения писателей-постмодернистов!
Постмодерн, что вполне логично, — это своеобразный ответ модерну, который властвовал в литературе начала ХХ века. Смешение жанров, нелинейное повествование и, конечно же, «ложка с горкой» черного юмора вперемешку с иронией — главные отличия постмодерна от любого другого течения.
Эти особенности легче всего рассмотреть на примере, поэтому давайте окунемся в произведение Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта» (1969) - одного из выдающихся представителей этого сложного литературного направления.
Источник фото: Пинтерест
КАК ПИШЕТ ДЖОН ФАУЛЗ?
Писатель, как и положено постмодернисту, играет с читателем. Наверно, самой главной особенностью всего романа по праву можно считать нелинейность: Фаулз перескакивает с прошлого в будущее, с 19 века на 20-й. Прямо-таки со второй страницы читателя встречает этот прием: пейзаж скачет то в 1867, то в годы жизни автора.
Но меня легко проверить, поскольку Кобб почти не изменился со времени моего описания...
Из романа Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта» (1969)
Замечательная игра встречается и во время описания героев:
Кадр из одноименного фильма, 1971 года
Ирония в этом произведении совсем рядом. Фаулз иронизирует одновременно и над прошлым, и над настоящим, сначала говоря о нехватке времени в ХХ веке: «Страшной бедой нашей эпохи считается его [времени] нехватка», а затем переключаясь на праздность и скучный досуг в XIX-ом: «Проблема заключается не в том, чтобы вместить в отпущенное тебе время все, что ты вознамерился сделать, а в том, чтобы это как-то растянуть под длинной колоннадой не растраченного досуга».
Помимо уже перечисленных скачков во времени, затронем и эпиграфы.
Постмодернист ставит Карла Маркса, Генри Мура и Льюиса Кэрролла почти что наравне, включая цитаты в начало каждой главы. Для писателей прошлого упоминание выдающихся личностей из разных областей немыслимо, а Фаулз умело это использует, снова перескакивая с одного времени на другое.
Что ещё необычно в этом произведении, так это три совершенно разные концовки. Думаете, автор просто не смог определиться? Нет, дело в том, что такой прием нередко используется в литературе постмодерна: писатель показывает читателю, что в жизни обстоятельства могут привести к совершенно разным вероятным последствиям.
Сначала Фаулз приводит все к свадьбе главного героя с невестой Эрнестиной, но тут же опровергает это, вводя самого себя как эпизодического персонажа, и приводит дополнительные две концовки: одну счастливую и одну несчастную, уже с другой героиней, той самой «женщиной французского лейтенанта».
А ЗА ЧТО КРИТИКУЮТ ПОСТМОДЕРН?
С приходом любого нового направления в литературе, появляются и те, кто плохо о нем отзываются. Постмодернизм включает в себя и иронию, и черный юмор, поэтому нет ничего необычного в том, что многие отказывались принимать это течение.
Я думаю, что к "непоклонникам" постмодернизма относятся, в первую очередь,
"непоклонники" философии абсурдизма и предлагаемой постмодернистами новой литературной формы.
говорит о непринятии постмодернизма в России доктор филологических наук, профессор кафедры медиалингвистики СПБГУ, Цветова Наталья Сергеевна
Абсурдизм, то же, что и бессмысленность происходящего, действительно отталкивает многих читателей. После культа разума или сложившегося желания идти наперекор состоявшимся нормам, бессмысленность порождает множество вопросов: как человеческое существование может быть бессмысленно?
Новая литературная форма, выражаемая эклектикой (смешение взглядов, идей, разнонародных стилей) и смешением жанров, заставляет читателя теряться во время прочтения. Даже в произведении Фаулза прослеживается такое смешение: одновременно с романтической существует и детективная ветка.
Определенно, постмодернизм - течение не для всех. Авторы произведений не дают точных оценок, не задают определенного вектора развития. Каждый сюжет постмодерна - это попытка поразмышлять над проблемой или явлением, посмотреть на него с разных точек зрения. Это возможность для читателя оказаться не просто наблюдателем, а полноправным участником беседы, затеянной автором.
Однако тем, кто заинтересовался необычным литературным направлением, кроме Фаулза, порекомендуем почитать следующие книги.
Источник изображения на обложке: freepik.comПочему это направление не каждому суждено освоить, за что его критикуют - разбиралась Елизавета Дюкова, СПбГУ