Каждый день миллионы маркетологов продумывают рекламные пути, чтобы выгодно предоставить нам свой бренд и склонить к новым покупкам. Некоторые ведутся на эту удочку и в очередной раз импульсивно тратят деньги. Таких людей называют «жертвой маркетинга» - метафора, которая хорошо прижилась в последнее время.
В вопросах о том, почему мы постоянно покупаем ненужные вещи, какие методы используют маркетологи и как перестать быть «жертвой маркетинга» мы решили разобраться вместе с Натальей Юрьевной Мазиковой, кандидатом филологических наук, старшим преподавателем кафедры рекламы в Санкт-Петербургском государственном университете.

КАК ВЫГЛЯДЯТ «ЖЕРТВЫ МАРКЕТИНГА»?
Жертва маркетинга - это прежде всего люди, которым, по словам Натальи Юрьевны, навязали желание приобрести товар. Определить жертву маркетинга не так уж сложно, если разобраться с целой психологической цепочкой уловок, на которые ведутся покупатели..
1. Жертвы маркетинга любят что-то яркое и эстетичное. Для них важна визуальная привлекательность: бантики, рюшечки, яркая, объемная упаковка. Глядя на хороший дизайн товара, люди получают эстетическое удовольствие от покупки и автоматически хотят его приобрести, даже если этот товар им не нужен.
2. Маркетологов обучают правильному обращению к клиентам. Вежливое общение в магазине или интернет-рассылка на онлайн-платформах - все это методы, которые позволяют подталкивать открытых, доверчивых людей на импульсивные покупки. Кстати, именно такие покупатели чаще всего становятся жертвами маркетинга.
3. Люди, которые не только рассчитывают на конкретную сумму, но и которые ведутся на скидки и акции. Казалось бы, скидка - это же выгодное предложение для клиента. Но правда ли эта выгода существует? Для жертвы это не важно: он начинает набирать удешевленный товар в корзину. Сюда же можно добавить бесплатные подарки, которые нам предлагают в обмен на покупку определенных продуктов.

Фото взято с сайта Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций (https://clck.ru/37DtGH)
4. Попытка выкупить стресс. Мы привыкли думать, что в основном люди заедают стресс едой. Но жертвы маркетинга заедают его покупками. После оплаты очередной вещи к ним приходит спокойствие и радость, как и у человека, который заел свои негативные эмоции сладкой булочкой. Но помимо стресса покупками можно подавить и другие чувства как одиночество и неуверенность в себе.
Это эмоциональные люди, которые «заедают» покупкой стресс.
Наталья Юрьевна Мазикова
5. Хочу быть как все. У жертвы маркетинга есть стремление не отстать от общества. Наталья Юрьевна называет это социальным страхом. Он вызван тем, что люди боятся отстать от коллектива и быть вне социума. Мы боимся проявить себя и в то же время поймать на себе лишний взгляды, сделать что-то, что будет отличать нас от коллектива. Этот страх есть в каждом из нас. Но жертвы маркетинга борются с ним, стремясь выглядеть как все, покупать то, что есть у всех и не отставать от трендов своего круга общения.

«ПОЧЕМУ МЫ ПОКУПАЕМ?» ИЛИ ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ КЛИЕНТОВ В РЕКЛАМЕ?
Есть несколько причин, по которым мы ведемся на рекламу. Во-первых, маркетологи знают нашу "боль": когда они выявляют целевую аудиторию, они думают, какая потребность волнует этих людей и какое решение создатели продукта/услуги предлагают.
Правильно выбранный язык общения делают товар продаваемым. А следовательно, привлекает всех - и тех, кому этот товар необходим, и тех, кто в товаре не нуждался.
Даже если у человека что-то не болит, нужно его в этом убедить.
Наталья Юрьевна Мазикова
Очень хорошая схема, которая показывает нам результат продукта. Например: вы покупаете курс по английскому языку и вам говорят, что через три месяца вы свободно заговорите на английском языке и сможете путешествовать по миру.
Наталья Юрьевна Мазикова
В-третьих, маркетологи используют в рекламе яркие и сочные цвета - такие, которые привлекают нас, заставляют действовать. Можно сказать, здесь работают правила психологии цвета. Наталья Юрьевна добавляет, что яркие сочетания цветов мы встречаем у компаний, сервисами которых мы так часто пользуемся в повседневной жизни:
Яркое и контрастное привлекает внимание покупателя. Допустим, черный и серый не так притянут внимание, как черное и белое. Возьмем, например, «Сбербанк» и «Wildberries» - сочетание таких сочных цветов, какие представлены у этих компаний, привлекают интерес людей и, соответственно, цепляют их.
Наталья Юрьевна Мазикова
Ну и последний прием, которым охотно пользуются маркетологи, - давать обещания. «Вы точно заговорите на английском через 3 месяца» цепляют нас, мы начинаем им доверять и даже становимся увереннее, поэтому и спешим купить этот курс.
Это - наиболее распространенные причины, из-за которых мы покупаем очередной ненужный товар. Причем, как говорит Наталья Юрьевна, по ее наблюдениям "сейчас явление «жертва маркетинга» будет развиваться особенно среди молодежи".
КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ МАРКЕТИНГА?
Рациональное потребление
Заранее составить список покупок
Перед тем как пойти в магазин, составьте заранее список покупок. Так вы поймете, что вам правда нужно купить, и не потратите деньги на яркие безделушки.
Расставьте приоритеты
Когда вы набрали свою корзину в онлайн-магазине, например, в Wildberries, расставьте приоритеты между товарами. Подумайте, что бы вы купили в первую очередь и что вам правда необходимо, а что можно отложить.
Возьмите нужную сумму
Когда вы в следующий раз пойдете за покупками, попробуйте оценить, какую сумму вы потратите. Конечно, чтобы этот совет работал лучше, нужно знать точную цену товаров. Но зато это поможет вам избежать импульсивных покупок.
Эти лайфхаки могут вам помочь, но это второстепенные советы, которые не решают корень проблемы. Явление «жертва маркетинга» - это не просто про чрезмерное потребление, а целая психология. И чтобы действительно избавиться от этого, нужно начать с головы. Понять, почему я столько покупаю, почему я делаю эмоциональные покупки? Найти главную причину и начать работать на ней.

Фото взято с сайта Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций (https://clck.ru/37DtGH)
Фото: freepik.com