Cодержание
На занятиях школьники изучают основы
авиации, развивают качества, необходимые для пилота, и летают на
авиасимуляторе.
И подробнее о том, как работает эта школа и зачем вообще такие занятия нужны детям, мы узнали у директора "Юного авиатора" Николая Каплина.
"Я ХОТЕЛ СДЕЛАТЬ ОБУЧЕНИЕ ТАКИМ, КАКИМ ЕГО ХОТЯТ ВИДЕТЬ САМИ ДЕТИ"
– Расскажите, как к вам вообще пришла такая идея, создать клуб авиаторов?
– На самом деле, это наша вторая школа. Первая работает в городе
Екатеринбург. Но появились мы действительно совсем недавно. Идея
пришла ко мне ещё в школе. Я занимался в клубе лётчиков в Москве и хотел
создать что-то похожее в будущем. Но сделать школу я собирался
современной. Дело в том, что в учебном заведении, где получал образование я,
ориентировались в основном на старые традиции, академический подход. А я хотел
сделать обучение таким, каким его хотят видеть сами дети, где информация
подавалась бы небольшими порциями в игровом виде. Я мечтал, чтобы
ребята приходили на занятия с горящими глазами. И не просто на лекции, а
на разноформатные уроки. Мне хотелось, чтобы на одном занятии мы
проходили авиационный английский, а на другом уже знакомились с
дронами.
И, конечно же, я хотел, чтобы с детьми работали настоящие
специалисты, которые могут не только что-то рассказать, но и показать. С тех пор прошло много лет, я окончил институт и, наконец,
решил, что пришло время реализовать эту задумку. Сейчас наша школа – по-настоящему современный проект, в стране. Кроме нас такого больше нет.
- А как проходят занятия у вас в школе? Чем вы занимаетесь с детьми?- В первой половине занятия мы всегда берём какую-нибудь интересную
авиационную тему и тщательно её изучаем: от простого к сложному. На
первом году обучения это, обычно, аэродинамика. Мы изучаем авиационные
термины, ищем ответы на волнующие ребят вопросы. Например, почему же
самолёты вообще летают. Очень важно, что наши педагоги объясняют такие
сложные темы простым языком. Тем более, что у многих учеников в школе
ещё нет физики.
В середине занятия мы проводим профотбор для лётчика,
тренируем реакцию и выполняем упражнения на координацию. И после этого
наступает та часть занятия, которую многие ребята ждут больше всего.
Мы
идём летать в настоящую кабину самолёта.
Она была заброшена, и чтобы
привести её в соответствующий вид, мы работали два месяца. По всей стране
наша школа искала самые разные запчасти. В кабине даже сохранился тот
самый запах самолёта, который делает занятия по-настоящему
атмосферными. Тут наши юные лётчики отрабатывают задания, которые мы,
педагоги, сами выполняли в ВУЗе на симуляторе.
ПОПРОБОВАТЬ СТАТЬ ЛЕТЧИКОМ МОЖЕТ КАЖДЫЙ
– Нужны ли какие-то специальные знания, чтобы прийти на занятие?
Или можно изучать программу, будучи неподготовленным?
– Мы детей никак не делим. Они находятся у нас в «жизненном инкубаторе»
и в максимально комфортной обстановке. У нас нет никаких ограничений по
посещению занятий. Ребята могут просто прийти и начать учиться.
Главное,
чтобы на пробном занятии они не показали себя с плохой стороны. Здесь я
имею в виду поведение. Но обычно заинтересованным ребятам не
приходится объяснять, почему пилоту важна дисциплина. Они изначально
полны мотивации и подходят к урокам ответственно, с ними сразу работа
становится приятной и плодотворной.
– Не сложно ли ребятам осваивать материал? Все ли они к этому
готовы? Есть ли смысл подождать и подготовиться к экзаменам, чтобы
потом сразу поступить в университет?
– Почти все ребята с лёгкостью усваивают информацию, потому что все
группы разделены по возрасту. В каждой группе материал преподносится
своим образом.
Например, в младшей мы проводим большинство занятий в
развивающе-игровой форме, потому что дети там ещё маленькие.
А вот
изучение авиационного дела для взрослых ребят, тринадцати-четырнадцати
лет, это вообще не проблема. Они все быстро понимают и изучают. Тем
более, что в их возрасте мозг постоянно требует новой информации. А здесь,
на занятиях, они как раз её и получают. Средним группам информацию мы
даём порционно, что тоже помогает её легче усвоить.
Так выглядит самолет, который собрали специально для летной школы
НА ЗАНЯТИЯ МОЖЕТ ПРИЙТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, ТОЛЬКО-ТОЛЬКО ВЕРНУВШИЙСЯ ИЗ ПОЛЕТА
– Кто проводит занятия для ребят? Только опытные пилоты?
– Занятия проводят и опытные педагоги, которые летают в авиакомпаниях, и
студенты, которые уже пробовали управлять самолётом. Сейчас в
университетах у студентов уже есть практика управления самолётом и на
втором, и на третьем, и на четвертом курсах. Что, кстати, очень грамотно.
Поэтому, на занятия может прийти преподаватель, только-только
вернувшийся из полёта. Например, наш педагог Дмитрий Александрович
через двадцать дней отправляется в рейс. Как только он приедет, я думаю, он
сможет намного ярче рассказать ребятам про полёты. Сейчас многие
студенты уже опытные специалисты, которые отлетали необходимое
количество часов. И именно они могут делиться своим опытом с горящими
глазами. А горящие глаза педагога, как мне кажется, это самое важное для
детей.
– Кем станут ребята по итогу программы – настоящими лётчиками? – Ребята смогут подготовиться к поступлению в профильный ВУЗ. До
третьего курса им точно будет легко усваивать информацию. Тем более, что
поступить многие из них смогут по целевому отбору. На сайтах многих
авиакомпаний написано, что после посещения подобных секций, у ребят
будет преимущество на получение целевого места. Клуб помогает ученикам
достичь две основные цели. Первая – получить преимущество по целевому
обучению. Вторая – изучить любимое дело в комфортном пространстве, где
тебя не унижают, не делят на «умных и неумных», не ставят оценки, а просто
дают возможность стать частью дружного коллектива и прикоснуться к
авиации. Глобальная миссия клуба – воспитать талантливых пилотов,
которые в будущем смогут безопасно перевозить пассажиров, а также
поспособствовать развитию гражданской авиации.
Заниматься летным делом ребята могут начать совсем рано
ГЛАВНОЕ - ОСТАВАТЬСЯ СПОКОЙНЫМ
– Самолёт считается одним из самых безопасных видов транспорта, но
всё равно порой случаются чрезвычайные ситуации. Разбираете ли вы
на занятиях, как действовать в таких случаях?
– Примерно раз в месяц у нас проходит занятие, где мы разбираем какойлибо авиационный инцидент. Мы не берём какие-то очень трагичные случаи.
В основном, мы разбираем, что делать при отказе техники. Цель этих занятий
в том, чтобы установить первопричину происшествия и узнать, как же оно
произошло. Так дети с детства будут знать: «Если я буду пилотом, я точно
никогда не забуду проверить все пункты чек-листа пилота, несмотря на то,
что из-за звуков в кабине я могу отвлечься». Всегда важно помнить, что даже
самый трезвый рассудок может отвлечься и пропустить какой-то важный
шаг. В авиации всё очень важно делать по инструкции.
– Как Вы считаете, какое качество - самое важное для
пилота?
– Определённо, стрессоустойчивость. В полёте постоянно происходят какието ситуации, которым нужно противостоять. Ещё очень важна
внимательность. Ни в коем случае нельзя пропускать какие-либо инструкции,
самостоятельно решать что важно, а что нет. Нужно всё делать чётко, так,
как написано в правилах. Как говорится, в авиации все правила написаны
кровью. Любые запреты основаны на предыдущем опыте, при чём, плохом.
За сотни лет существования авиации произошло очень много самых
неожиданных ситуаций, а на их основе и были придуманы правила. Поэтому,
если пилот будет ответственно их выполнять, то никаких катастроф не
произойдёт. Техника сейчас очень точная, умная и безопасная. Даже если
пилот ошибается, часто самолёт ему подсказывает, что делать.