Школьные
годы — это жизненный период, когда мы формируем багаж новых знаний об окружающем мире. В это время нам нужно не только
развивать усидчивость и любовь к учебе, но и запоминать огромный объем
программного материала. А это с каждым годом становится делать все сложнее:
информации, которую нужно выучить, становится больше, а учителя начинают
относиться к нам строже, да и дополнительные кружки и секции занимают порой
все оставшееся время.
В результате мы постоянно торопимся, не успеваем, пытаясь
выучить параграф и сохранить статус «успешного ученика». Наш юнкор Елизавета Жукова провела целое исследование по тому, как готовиться к урокам. И делится лучшими советами.
Как быстро запомнить теорию? Советуют школьники
Самый верный способ получить какие-то советы — спросить о них напрямую у человека, который постоянно с этой проблемой сталкивается. Поэтому первым делом мы пошли к старшеклассникам и спросили, как они готовятся к урокам. Конечно, из 51 школьника, с которыми нам удалось пообщаться, почти все говорили одно и то же - нужно больше учиться. Но несколько интересных мыслей мы выделили.
Кто-то говорит, что в запоминании информации поможет только чудо, ну, или врожденные качества:
Самое главное для запоминания теоретического материала - развитая память. Она должна быть не обязательно фотографической или текстовой. Мне повезло - у меня одинаково хорошо развиты оба вида памяти, поэтому текст объёмом в 1 страницу я могу запомнить за 15-20 минут. Чтобы развить текстовую память необходимо просто учить много литературных произведений (так, собственно, я и на тренировал её), а для фотографической памяти надо начать играть в интеллектуальные настольные игры (шахматы и шашки). Всё просто! Главное тренироваться
Кирилл, 16 лет
А другие ребята рассказали, что помочь запомнить информацию может учитель. И нет, не на дополнительных занятиях и репетиторствах, а на обычных уроках, если сделает их интересными и запоминающимися для учеников. Помочь тут могут и игры, и совместные проекты, и викторины, и мнемотехника:
Универсального приёма, к сожалению, нет. Либо Предмет тебе нравится (ну хоть чуток) и материал усваивается быстро, либо предмет не интересен и придётся просто скучать и учить. К сожалению, это так. Через тернии к звёздам...
Иван, 15 лет
Если предмет изучения тебе интересен, стоит сконцентрироваться не на результате, а на процессе. Если тебе не нравится то, что тебе необходимо выучить и ты не видишь в этом смысла, то и результаты будут не самыми лучшими и в памяти ничего не отложится
Катя, 14 лет
Но
есть еще одна новость! По результатам опроса мы пришли к неутешительному
выводу: творческие методы запоминания используют далеко не все школьники.
Оказывается, 39% опрошенных учащихся пытаются просто механически заучивать
материал, и даже считают, что «двойка - тоже оценка»!
Заучивание материла — это не лучший выход
Когда
в школе только начали задавать читать и учить параграфы, наш юнкор тоже старалась заучить его наизусть!
А затем, когда на уроке задавали вопросы по заданной теме, подробно пересказывала:
можно было открыть учебник и водить пальцем по его строкам — настолько подробно Лиза дублировала его.
Но вот если учитель просил рассказать, то же, но своими словами
или хотя бы слегка отходил от текста учебника, она сразу начинала теряться и никак не находила нужного ответа.
Получается, что бессмысленное заучивание материала — это не самая лучшая техника для запоминания. Но
как сделать процесс обучения и запоминания более эффективным?
Составляйте план-конспект: совет педагога со стажем
Доказано,
что осмысленный, логичный материал усваивается в 9 раз быстрее. Поэтому
основным условием успешного запоминания является осознанное восприятие
материала и умение его структурировать.
Бабушка Лизы — школьный педагог, посвятившая 42 года своей
профессиональной деятельности работе с детьми - использовала замечательный
метод для запоминания. Его
суть в составлении тезисного плана параграфа, разбивка его на структурные
логически законченные части.
Как это сделать? Читая материал, необходимо выбрать ключевое слово
(или слова), которые выражают суть части текста (главы или абзаца), а затем
попробовать рассказать материал, опираясь на эти слова без учебника.
Метод ассоциаций — еще один способ запомнить теорию
Очень действенным и доступным на практике является
метод мнемотехники. Его суть в преобразовании информации в визуальные,
контекстные или фонетические образы с помощью ассоциаций.
Приведем самый простой пример из жизни: знакомая Лизы всегда путала дату дня рождения мамы подруги (25 октября). Пока однажды девочка не
показала, как легко запомнить число «25»: «Две
руки и пять пальцев». Девочка просто показала подруге две руки и растопыренную ладонь,
повторив пару раз. Ошибок в дате больше не было.
Такой метод Лиза использует и сама, когда запоминала правописание словарных слов. Она записывала слово, и вместо сомнительной буквы
рисовала ассоциативный рисунок:
Или вспомните всем известное «Каждый Охотник Желает Знать,
где Живет Фазан»? — это тоже один из примеров использования мнемотехники: кодирование информации в выражение, которое легко извлечь из памяти. И уже с помощью
ассоциации «достать» необходимую информацию.
Что поможет выучить параграфы: мнение психолога
Допустим, тезисы мы написали, тема более-менее нам
интересна. А мы сидим с учебником в руках, а в голове гулкая пустота, и
мучительно хочется спать... Признайтесь, что такая ситуация с вами неоднократно
случалась.
Чтобы помочь с этим справиться, мы обратилась за советом к психологу службы
психологической помощи «Точка поддержки» Екатерине Лазаревой. И вот, что она посоветовала:
Значительно проще запоминать материал на «свежую» голову, выспавшись:
Наверное, каждый из вас замечал, что в состоянии усталости думать и запоминать информацию становится гораздо сложнее: ухудшается внимание, восприятие, мышление и память. Вам становится сложнее сконцентрироваться, вычленить смысл (главную мысль), казалось бы, легкого текста, а возможность его запоминания приближается к нулю
Екатерина Лазарева
Поймите, зачем вы это учите
Определите для чего это вам нужно, какой результат вы хотите получить, запомнив данную информацию, и как только в вашей голове это прояснится – вам станет легче запомнить материал и впоследствии использовать его в будущем.
Пишите конспекты
Выше мы уже говорили о том, что параграфы можно делить на части и писать план-конспект. Но оказывается, вести конспекты можно не совсем обычно, с помощью графиков и схем. И это поможет вам лучше запомнить теорию:
В последние годы обрели популярность интеллект-карты (древовидная схема, которая изображает объекты и связи между ними; в ней можно использовать изображения, Ваши ассоциативные зарисовки, символы, разные цвета ручек, текстовыделителей для создания яркого образа в голове и т.п.)
Екатерина Лазарева
Повторяйте теорию интервалами
С каждым новым повторением выученное ранее будет запоминаться еще лучше. Правда, повторение заучиваемого
материала несколько раз подряд, за один подход, даже 20–30 раз, увы, будет непродуктивным. Правильнее
будет распределить повторения во времени.
Если времени мало, то можно
использовать следующую схему: сразу после чтения, через 20–30 минут после первого повторения, через 8
часов и спустя сутки после третьего. Если времени предостаточно: повторяем
сразу по окончании чтения, через 20–30 минут после первого повторения, через
сутки после второго, через 2 недели после третьего, через месяц, через 2–3
месяца.
Подключайте не только разум, но и эмоции
Чем интереснее предмет для вас,
чем сильнее вы эмоционально вовлечены в него, тем проще будет все запомнить. Есть такой лайфхак: расскажите другу/родителю без
опоры на текст, то, о чем вы узнали, попросите задать вам вопросы по материалу. А если людей рядом нет, представьте себя в роли блогера/учителя, который вещает
на аудиторию.