Все это происходит из-за того, что у региональных вузов сформировался образ заведения, в котором учат «кое-как»: найти достойных преподавателей руководителям сложно, от этого, по мнению большинства, «проседают» и программы. Но действительно ли все так?
В прошлом году наш юнкор стала студенткой ЮФУ - регионального вуза в Ростове-на-Дону. И отучившись здесь чуть меньше года, девушка успела сделать выводы. О них Виктория рассказала ПУ.
СТЕРЕОТИП 1. Некомпетентные преподаватели
Часто абитуриенты и родители считают, что региональные профессоры имеют меньше знаний и навыков, чем их коллеги из столичных университетов. Я с этим мнением сталкивалась не единожды - когда спрашивала у одноклассников и знакомых из города, куда они планируют идти после школы. И если раньше к этим словам я постольку-поскольку прислушивалась, сейчас убеждена в обратном.
Начнем с того, что преподаватели региональных вузов имеют высокую квалификацию и колоссальный опыт работы. Причем это не частный случай. В нашем вузе практически все лекторы хорошо ориентированы в теме: они не читают по бумажкам и учебникам, а наоборот, рассказывают обо всем своими словами, приводят понятные примеры.
Приведу в пример одного такого педагога. Ирина Юрьевна Максимова - женщина, которая всегда готова прийти на помощь. Она не просто дает нам разобраться в журналистике, но и помогает по другим предметам: учит создавать презентации, редактировать материалы, дает возможность лишний раз выступить перед аудиторией. Вроде бы мелочи, но именно они делают учебу более приятной и результативной.
Ирина Юрьевна первая слева на среднем ряду. Она лояльно оценивает наши медиапроекты
Еще кое-что: именно в региональных вузах часто можно встретить преподавателей-практиков, которые способны передать свой опыт и знания студентам лучше, чем те, кто ориентирован только на теорию. Конечно, я не училась во всех столичных вузах, но часто встречала отзывы о том, что лекции преподавателей называют «бессмысленными», потому что они не дают больше того, что и так написано в учебниках.
У нас все не так: например, одна из преподавателей - Суховеева Ирина Акимовна - работает шеф-редактором «Россия 24. Дон». Поэтому на ее лекциях мы, как правило, не слушаем сухой теоретический учебный материал, вместо этого разбираем реальные кейсы из практики нашего преподавателя. Да и на семинарах мы не учим билеты с вопросами, а делаем креативные работы. Из последнего - наша группа снимала видеовизитку студента ИФЖиМКК.
Суховеева Ирина Акимовна
И таких примеров преподавателей в ЮФУ много, но рассказывать о каждом не будем. Думаю, я и так смогла вас убедить в том, что слова о некомпетентности преподавателей в региональных вузах – не более чем миф.
СТЕРЕОТИП 2. Устаревшие программы обучения
Часто считается, что региональные вузы не могут предложить продвинутые программы, так как их ресурсы ограничены. Но, как оказалось, и это далеко от истины. На самом деле, многие такие университеты сотрудничают с промышленными предприятиями и организациями региона, поэтому и разрабатывают программы, соответствующие реальным потребностям рынка труда.
Более того, некоторые вузы делают упор на узкоспециализированные области. Благодаря этому студенты получают более глубокое и качественное образование.
Так проходят наши занятия
Как я узнала от других студентов и самих преподавателей, педагоги ЮФУ пересматривают учебные программы каждый год. Они понимают: чтобы соответствовать современным требованиям, нельзя стоять на месте. Скажем, в нашем учебном плане есть курс «Теория и практика русского литературного языка». В первом семестре его вел Эдгар Георгиевич. Его лекции и учебные материалы всегда были подкреплены примерами из современных СМИ. Преподаватель преподносил информацию таким образом, что самые сложные темы становились понятными. Да и на практических занятиях мы не выполняли типовые задания из интернета, а работали с реальными современными журналистскими текстами.
Кстати, фишкой презентаций и лабораторных были картинки котиков. Практически на каждой лекции была отсылка к котятам. Такие мелочи не имеют никакого значения для понимания материала, но делают процесс обучения намного веселее, комфортнее и доверительнее. По крайней мере, у нас почти никогда не возникало мыслей прогулять его пару.
Вот такие милые котики были почти на каждой презентации
СТЕРЕОТИП 3. В регионах негде проходить практику и стажироваться
У нас в ЮФУ информация о том, где студенты могут пройти практику размещена в Цифровой карьерной среде (ЦКС), а также на сайтах структурных подразделений. Либо вам подбирают предприятие по запросу. Такое тоже бывает. Правда, студентам здесь стоит учитывать масштабы вуза и не проситься на федеральный уровень 1 канала - этого, скорее всего, руководству будет соложновато добиться.
Для нас - студентов-журналистов - в университете действует медиацентр, где они могут пройти свою стажировку. Обычно студентов просят делать репортажи о событиях, происходящих в университете или в публичной библиотеке Дона.
А на практических занятиях мы побывали в студии новостей «Ростов сегодня». Было интересно понаблюдать за работой журналистов и редакторов, узнать, как создаются новостные сюжеты и выпуски программы. Мы видели, как проходят съемки, монтаж материала и подготовка к выходу в прямой эфир. Это был уникальный опыт, который помог понять, как функционирует мир новостей и информации.
Студия "Ростов сегодня"
СТЕРЕОТИП 4. Учиться в региональном вузе легко
Однако обучение в ЮФУ нельзя назвать легким путем. Ни один серьезный университет не будет освобождать своих студентов от трудолюбивого обучения. Здесь требуется много самостоятельной работы, написания статей и репортажей, проведения исследований и интервью. Но именно этот труд придает нашим навыкам и опыту журналиста такую ценность.
Так что, если вы планируете поступать в региональный вуз, не верьте никаким стереотипам. Не страшно, что ваш университет не входит в список топовых вузов. Важно, что вам предоставлены все возможности для профессионального роста и развития. А дальше все зависит только от вас.