Согласитесь, вы часто слышали от родителей: «Видеоигры — пустая трата времени!» Но они сами в детстве играли в видеоигры.
История видеоигр в странах Запада началась еще в 70-е годы, а до России это развлечение дошло только в середине 80-х годов. Сейчас мы играем в мобильные игры, на ПК, на консолях, да везде!
На чем и во что играли наши родители в 80-х и 90-х? Разберемся в этой статье. Консультировался я у своих родителей.
Возвращение пикселей: почему игры со старой графикой становятся так популярны?
О ностальгии и современных играх в стиле «ретро» рассказывает Матвей Невьянцев, студия журналистики Проба пера
Как я сказал, первые видео-развлечения в США появились в начале 70-х годов. Первой коммерческой игровой приставкой стала Magnavox Odyssey. Если сравнить её с любой современной игровой консолью, сразу будет виден прогресс за 50 лет. До отечественного потребителя это заграничное «чудо» дошло на несколько лет позже.
В 1978 году появилась первая игровая приставка в СССР — Палестра-02. В ней было 5 спортивных игр, подключалась она к антенному входу телевизора и весила 4 кг. Она была жутко дорогая и была у единиц.
Приставка Magnavox Odyssey. Фото: открытый источник Интернета
Приставка Палестра-02. Фото: Дзен-канал “Игровые консоли прошлого и не только” / https://clck.ru/3A6TFz
В Советском Союзе самые известные игровые приставки выходились с наименованием «Электроника». И это были не только маленькие игрушки по типу «Волк ловит яйца», но и домашние системы: «Электроника Видеоспорт», «Видеоспорт-3» и «Видеоспорт-М». Она также состояла из спортивных игр. Ну а в 1984 году вышла легендарная «Электроника-ИМ» - линейка портативных игровых устройств с жидкокристаллическим экраном.
Кстати, серия этих игр — копия электронных игрушек Game & Watch компании Nintendo. И «Электроника-ИМ» стала первой суперпопулярной игровой приставкой.
Ситуация с видеоиграми стала улучшаться в конце 80-х. В страну начали завозить «пиратские» клоны популярных в остальном мире игровых систем. Из Польши привозились Pegasus — клоны Famicom от той же Nintendo, а из Азии — Rambo TV Games — клоны Atari 2600.
Приставка Pegasus. Фото: Википедия
В начале 90-х годов в Россию завезли первые «Денди» — тайваньские клоны упомянутого 8-битного Famicom. Игровыми носителями выступали картриджи. Для справки: в это время в Японии выходит первая 24-битная система Neo Geo, а также первые системы с приемом CD-дисков.
Спустя пару лет в Россию официально начали завозить консоли японской Sega: Master System (преимущественно 2 ревизию) и Mega Drive (также 2 ревизию). Первая — конкурент «Денди», восьмибитка. Вторая — продвинутая, дорогая 16-битка. В этом же году стараниями компании Steepler в РФ появляется Super Nintendo и Game Boy — домашняя 16-битка и портативная 8-битка от Nintendo, чьи консоли до этого продавались нелегально. Так свой взор на российский рынок обратили гиганты индустрии.
Гейминг повсюду: почему популярность онлайн-игр растет, чем они полезны и вредны?
И причем тут профориентация — рубрику «КиберОбзор» продолжает Александр Стрелков
Советские консоли имели в себе несколько спортивных игр: Футбол, Теннис, Сквош, Волейбол и т.д. Rambo TV Games познакомила нашего игрока с простейшими играми, некоторые из которых были по мотивам произведений массовой культуры того времени. А вот «Денди» навязала игроку самые популярные игры: Марио (три официальные игры и десяток неофициальных), Танчики (Battle City), Чип и Дейл, Черный Плащ и другие. На Сеге игрок познакомился с Соником, со вселенными Street Fighter, Dune, Ecco the Dolphin, Earthworm Jim и много-много с кем еще.
Дальше идет время современного, 3D-гейминга. В конце 90-х – начале 00-х на рынок России выходят Sony Playstation и XBOX, развивается ПК и мобильный гейминг.
Игра Чип и Дейл на приставке «Денди». Фото: открытый источник Интернета
Игра Черный Плащ на приставке «Денди». Фото: открытый источник Интернета
Игра Марио на приставке «Денди». Фото: открытый источник Интернета
Игра Соник на приставке Сега. Фото: открытый источник Интернета
А новый век приносит с собой и виртуальную реальность, фундамент которой закладывали именно компании в ХХ веке. И хотя сейчас мы не играем в Сегу, не ловим яйца и не покупаем игры для Денди, именно те старые игры стали прообразом новых. В них не играют наши родители, но в них так любим играть мы.