В 2001 году Соединенные Штаты Америки столкнулись с
трагедией. 11 сентября во Всемирный торговый центр влетело два самолета,
уничтожив оба здания-близнеца. Прогремели взрывы.
На улицах
Нью-Йорка собрались люди, не понимающие, что происходит. Они смотрели на
горящие башни, надеясь, что это все сон. Но чуть позже стало известно, что та же
самая участь постигла и здание Пентагона.
В результате чудовищной атаки погибло
2 977 человек. Мир изменился навсегда, а вместе с ним поменялся и маленький Оскар в
книге «Жутко громко и запредельно близко» Джонатана Сафрана Фоера.
Дома стары, предрассудки новы
«Собачье сердце» Михаила Булгакова как манифест против советской власти и революции
Читать далее
ПУБЛИКАЦИЯ И ВСЕМИРНЫЙ УСПЕХ
История о мальчике, потерявшем отца во время теракта,
была издана в 2005 году. В тот же год она стала бестселлером по версии газеты New York Times.
Америка еще не оправилась от потерь в теракте. Тысячи людей читали книгу, видели в ней свою боль и переживания, соотносили всё это с чувствами главного героя. Произведение стало неким лазаретом для тех, кто потерял близких в трагедии.
Вопрос лишь в том, насколько качественно
написана книга и есть ли в ней объективная действительность.
Иллюстрации: Саша Карелина
РЕБЕНОК, НЕ СУМЕВШИЙ ПРОСТИТЬСЯ С ПАПОЙ
Оскара связывали теплые отношения с отцом, Томасом Шеллом.
Они часто проводили время вместе, играли. Даже перед тем самым днем родитель оставил ребенку загадку — ключ.
Любопытный мальчик понимал, что это очередная игра и всеми силами старался
найти замок, к которому бы подошел его артефакт. Однако он не успел.
11 сентября мальчик вернулся домой пораньше — из-за теракта всех отпустили из школы. Он увидел, что на их телефон кто-то звонил. Оскар стал слушать голосовую почту.
Неожиданно раздался звонок. Оскар не смог поднять трубку. На телефоне включился автоответчик, раздался голос его отца.
Ты там? Ты там? Ты там?
Он меня звал, а я не мог поднять трубку. Не мог – и все. Не мог. Ты там? Он спросил одиннадцать раз. Я знаю, потому что считал. Мне не хватило одного пальца. Зачем он это спрашивал? Надеялся, что кто-нибудь войдет и услышит? Тогда почему не сказал «вы»? Вы там? «Ты» - это всего один человек. Иногда мне кажется, он знал, что я дома. Может, он и спрашивал для того, чтобы я мог набраться храбрости и ответить. Там еще были долгие паузы. Пятнадцать секунд между третьим и четвертым вопросом, и это самая долгая. В ней было слышно, как вокруг него кричат и плачут люди. И еще звук разбивающегося стекла, почему я и думаю, что, может, они выпрыгивали.
Он меня звал, а я не мог поднять трубку. Не мог – и все. Не мог. Ты там? Он спросил одиннадцать раз. Я знаю, потому что считал. Мне не хватило одного пальца. Зачем он это спрашивал? Надеялся, что кто-нибудь войдет и услышит? Тогда почему не сказал «вы»? Вы там? «Ты» - это всего один человек. Иногда мне кажется, он знал, что я дома. Может, он и спрашивал для того, чтобы я мог набраться храбрости и ответить. Там еще были долгие паузы. Пятнадцать секунд между третьим и четвертым вопросом, и это самая долгая. В ней было слышно, как вокруг него кричат и плачут люди. И еще звук разбивающегося стекла, почему я и думаю, что, может, они выпрыгивали.
Джонатан Сафран Фоер «Жутко громко и запредельно близко»
Оскар так и не ответил на звонок. Мальчик стоял и слушал.
Уже позже он понял, что произошло, но не мог в это поверить: гроб его отца
закопали, но внутри не было тела. Если спустя время мама ребенка решила идти
дальше, то сам он не мог с этим смириться и винил ее: «Уж лучше бы на его месте
была ты!»
Несмотря ни на что, Оскар продолжал верить, что папа жив. Он постоянно вспоминал о нем, пытался найти разгадку таинственной игры с ключом. Именно на этом задании погибшего отца и строится повествование.
НЕДОСТАТОК СЮЖЕТА: НЕУЛОВИМЫЙ СМЫСЛ И ПУСТЫЕ ОБОЛОЧКИ
Книга передает субъективные переживания мальчика. Она
построена на горе: даже не столько на мысли, что надо двигаться дальше,
сколько просто на безрадостном существовании. Оскар тяжело переживает потерю — это ясно с первых строк.
Однако взрослые ведут себя как самые
настоящие дети. Они не пытаются быть рядом, поддержать его, помочь: ребенок
буквально оставлен на произвол судьбы. При этом после всего автор дает понять,
что мать прекрасно знала обо всем, что волнует сына. Тем не менее она
практически никак не действовала в этой ситуации.
Намного больше возмущает внезапное появление дедушки
мальчика. Как он относится к этой истории совсем непонятно. Читатель сам начинает
додумывать мысль автора, что всем людям, всем поколениям нужно объединиться,
чтобы пройти эту трагедию и отпустить ее. Однако сам Оскар не следует этому правилу: он уверен в том, что не имеет права на счастье после смерти
отца.
Но дело не только в главном герое. Помимо него, каждый персонаж переживает личную трагедию. К середине книги кажется, что абсолютно все люди на земле не могут вести себя адекватно. Они принимают глупые решения, безответственно относятся к своему выбору, предают и бросают любимых, которыми на первый взгляд очень дорожат, возвращаются к ним как ни в чем не бывало, чтобы быть принятыми и обласканными.
Вся книга — это сборник людских пороков. На каждой
странице видно, как герои сходят с ума от своего прошлого. Они не пытаются идти
дальше, никак не развиваются на протяжении всего повествования. Наоборот, они
похожи на деревянные фигурки, впихнутые автором в сюжет, чтобы растянуть его.
ПЕРЕВЕРНУТАЯ И РАЗДРОБЛЕННАЯ ФАБУЛА
Первый недостаток книги – ее неясное повествование,
которое ведется то от лица Оскара, то от лица неожиданно появившегося
незнакомого персонажа. Из-за этого вся история выходит очень запутанной: она больше похоже на
всплывающие в воспоминаниях фрагменты жизни разных людей.
Нарушена и логика повествования: посреди спокойной обстановки внезапно всплывают сообщения отца мальчика, разбросанные по всей книге. Читатель даже не может посочувствовать герою, так как никакого напряжения просто нет.
БОЛЬНАЯ ТЕМА, НО УЖАСНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ
Понятно, почему это произведение читают и будут читать:
оно задевает страшную страницу в истории США. Однако если читатель ожидает
узнать что-то о теракте 11 сентября 2001 года, то его надежды не оправдаются.
Все, что есть в книге – это боль множества соединенных волей автора людей. И хорошо, если бы все взаимодействия персонажей приводили к каким-то
размышлениям, но, наоборот, происходящее больше напоминает сумбур.
ТЕМЫ, ВЫСОСАННЫЕ ИЗ ПАЛЬЦА
Помимо чувств людей после потери близкого человека, книга
задевает семейные и личные проблемы. Здесь есть и предательство, и верность, и
взаимоотношения. Хорошо, если бы автор развивал эти мысли, однако он оставляет
их нетронутыми во власти читателя, вставляет их повествование и тут же забывает
о них.
СТОИТ ЛИ ЧИТАТЬ?
Язык автора очень прост, потому книгу легко читать и понимать. Джонатан Сафран Фоер использует метафоры, которые понятны буквально каждому. В целом, книга больше подходит для тех, кто не ищет в
литературе важных мыслей. Возможно, она будет полезна и тем, кто желает
расслабиться вечером, почитав что-нибудь легкое.
Однако все минусы книги любому читателю будут бросаться в глаза. Автор использует всеобщую трагедию, чтобы сделать из нее комедию с совершенно нелогичными действиями героев. И даже факт того, что все передается глазами ребенка, не служит оправданием.
Но если вы хотите что-то узнать о теракте 11 сентября и
поэтому беретесь за это произведение, то вас однозначно ждет разочарование:
иногда книга противоречит действительности. Однако если вы увлеклись историей
не ради информации, а чтобы понять, какого это потерять близкого,
то она может вам подойти.
Фото на обложке: LikeBook