Думаю, вы часто замечаете, что многие люди живут по принципу «делай все, что хочешь», забывая о нормах нравственности и не обращая внимание на законы Бога.
Как ни странно, такое мировоззрение встречается не только сейчас, в эпоху, когда люди транслируют аморальные поступки в интернете. Это было и в XVIII веке, ведь сущность человека неизменна.
А что, если действительно жить так, как будто все дозволено и границ нет? Тогда можно спокойно играть на чувствах окружающих и ни о чем не беспокоиться. Что же из этого выйдет? Ответ на этот вопрос нам предлагают найти в постановке «Опасные связи» от Музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина Мюзик-Холл.

ЦВЕТА СТРАСТИ И БОРЬБЫ
Постановка начинается сразу с завязки: режиссер Василий Заржецкий не утомляет зрителей подробностями переписок героев из книги и не объясняет, что роман Шодерло де Лакло эпистолярный. Мы видим сцену, оформленную в виде ширм с письмами, и все становится понятно. Перед зрителем появляется соблазнитель Виконт де Вальмон и коварная Маркиза де Мертей. Они хотят развратить невинную воспитанницу монастыря Сессиль и богобоязненную жену госпожу де Турвель. Уже в этот момент зритель недоумевает: неужели так можно поступать? Этот вопрос во время постановки возникнет еще много раз.
Даже не читавший фривольного романа человек сразу поймет, какого рода будет постановка. Режиссер метафорично «кричит» о том, что в этом мире будто борется добро со злом. Зритель видит красную сцену и белые контрастные костюмы Маркизы и Виконта. На протяжении драмы герои надевают красные блестящие маски и пьют красное вино — все эти детали символизируют двуличие.

Автор постановки следует сюжету романа: он не искажает диалоги и сцены, а наоборот, расширяет их. Письма героев Шодерло де Лакло оживают на сцене Мюзик-Холла и предлагают нам посмотреть на жизнь со стороны.
Мир, который показывает режиссер, давно погряз в разврате, он будто перевернулся с ног на голову. Страсти слепят героев, даже, казалось бы, «неприкосновенных». Художник по костюмам удачно выделяет персонажей, отличающихся от Маркизы и Виконта. Госпожа де Турвель и Сессиль — единственные, кто одет в платья серого и нежно-розового цвета. Девушки молодые и доверчивые.
Это заметно не только в их мимике, но и в песнях и танцах. Несмотря на то, что все герои поют на французском, по их интонациям можно понять настроение, а иногда и смысл композиции. Наивная Сессиль в нежно-розовом платье восторженно и с придыханием поет о любви — зритель начинает верить в то, что все обойдется, и план соблазнителей провалится. Но за героиней наблюдает Маркиза в красной маске. Зритель сразу понимает, что Сессиль другая, ее помыслы светлы, как минимум в начале постановки. Но в один момент и на ее белом платье появляется тонкий красный пояс…

«ОНА МОЙ НОВЫЙ ЗАМЫСЕЛ»
Эти слова произносит Виконт, когда хочет завоевать сердце одной из богобоязненных девушек. В мире героев люди словно вещи, которыми смело можно играть и не думать о последствиях.
Виконт уже не видит разницы между любовью и увлечением, он будто насмехается над высоким чувством. Это тоже изображается символично: бедная Сессиль находится в «клетке», она не знает, как уйти от мужчины. Примечательно, что когда герой окончательно принимает решение развратить девушку, его костюм меняется на красный, а свет на сцене начинает мигать. Еще одна режиссерская метафора.

Благодаря такой игре на контрастах задумываешься, какими бессердечными могут быть люди. Да, мы не живем в XVIII веке, не надеваем пышные платья, не носим ожерелья и ботфорты, как Маркиза, но это не значит, что таких ситуаций не встретишь сегодня. Неважно, что в «Опасных связях» герои плетут интриги, общаясь через обычные письма – сегодня у нас есть мессенджеры и социальные сети. Поменялась лишь эпоха.
В конце постановки почти все герои одеты в черные костюмы, они заходят в клетку: страсть и разврат утихают после трагических событий. Звучит фраза: «Если бы мы понимали, в чем истинное наше счастье, мы никогда не искали бы его за пределами, установленными законами божескими и человеческими». Клетка закрывается. Значит ли это, что герои одумались? Эти, возможно, да. Но таких людей еще тысячи…