Мы часто видим граффити: на заборах, на зданиях и даже на асфальте. А задумывались ли вы, что это за стиль, как художник выбирает локации и где грань между искусством граффити и вандализмом?
Об этом нам рассказал Afix – стрит-арт художник из Санкт-Петербурга. В социальных сетях на него подписано более 9 тысяч человек из разных стран: от США до Японии.

Фото передано героем
Как менялось отношение людей к граффити за последние 20 лет?
— За последние 20 лет граффити и стрит-арт стали очень популярными стилями: открываются новые выставочные пространства, хранилища и другие институции, которые знакомят обывателей с художниками «уличной волны». Например, кафедра дизайна ВШЭ проводит выставку граффити Graffitism812, я тоже в ней участвовал в этом году. А что касается хранилищ, то есть довольно крупное в Севкабеле.
Кроме того, многие люди, которые начинали рисовать в 2000-х, сейчас выступают в качестве экспертов, ведут свои курсы и мастер-классы. У ребят из творческого объединения «Щелочь», например, есть отдельный проект о граффити.
Где грань между искусством граффити и вандализмом?
— Грань между этими понятиями лежит на стыке двух категорий — райтинга и бомбинга. Райтинг — больше про искусство, потому что включает в себя разработку стиля, качество исполнения и внимание к деталям. Бомбинг, наоборот, больше про вандализм, потому что художники рисуют нелегально, в опасных местах. Для них главное не качество, а количество, просматриваемость в городской среде и адреналин.
У вас есть какой-то «кодекс», который помогает еще точнее разделить эти понятия?
— Да, такое есть. Существуют негласные правила граффити: не рисовать поверх чужих рисунков, на памятниках культурного наследия, по мрамору и граниту. А «внутренний» этический кодекс каждый определяет сам.

Фото передано героем
Как граффитист выбирает локации?
— Есть специальные стрит-арт карты, с помощью которых можно находить рисунки и добавлять их в библиотеку. Например, Streetart.watch — очень удобная программа для такого.
Я обычно нахожу заброшенные места по картам и иду гулять, исследовать местность. Если мне понравилась стенка или объект, то сохраняю геоточку: где бы я ни находился, куда бы ни шел, всегда знаю, где можно порисовать. Так делают и многие другие художники.
Чаще всего предпочтение отдают гладким, ровным, высоким стенам, но тут по настроению: иногда вообще приходится «тегать», где придётся.
Граффити — это больше про живопись или про перформанс?
— Ты проколол баллон на оживленной улице? Это перфоманс. Рисуешь неспешно на заброшке свое имя, адаптируя его под целостную задумку? Можно назвать это живописью.
Граффити в первую очередь — это написание своего имени, и обыватель может его рассматривать как абстракцию. Абстракция — это больше про живопись или про перфоманс? И то и другое, все определяет место, время и действие.
Созданное с краской легко стереть или закрасить. Как справляться с тем, что такое искусство недолговечно?
— Вы будете удивлены, но при соблюдении всех технологий граффити может держаться не менее 10 лет. Главное — не забывать про грунт и подбирать материалы индивидуально для каждого объекта: будь то стекло, металл, бетон, керамика, пластик или холст. Стоит учитывать условия окружающей среды и, если нужно, перед рисованием хорошо подготовить стену.
А коммунальщики закрашивают все: у них нет права выбора, в отличие от художников. Но в этом и суть нелегального граффити: будь готов к тому, что тебя закрасят сразу же, заберут на 15 суток или коллеги по цеху нарисуют поверх.

Фото передано героем
А эта нелегальность — часть граффити-философии?
— Здесь мы можем вернуться снова ко второму вопросу и спросить себя «Чем я хочу заниматься?»
Как правило, если человек хочет рисовать, он просто идет на улицу, находит стену, которая ему нравится, и рисует, никого не спрашивая.
Если его зовут на фестивали от администрации города, спонсируют, но он уже должен согласовать свой рисунок перед нанесением, отсюда теряется некая магия и волшебство процесса.
Какие тенденции в мире граффити есть сейчас?
— Сложно уследить за тенденциями. Отмечу то, что нравится. Во-первых, это дигитализм — эстетика цифровой культуры. Во-вторых, антистиль, в котором основой стало разрушение привычных канонов граффити. Есть ещё хендстайл (рисунок от руки или его имитация), олдскул, абстракция. Если у тебя есть вкус, ты можешь сам создавать тенденции.