Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Школьные новости
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Мы в Telegram ЧитатьЧитайте нас Вконтакте Читать

Мы в Telegram
фильмы и сериалыЕГЭ 2024на практику — в ПУ!профориентацияпоступлениесаморазвитиесоветы психологаОГЭэкзаменыличный опытотношенияолимпиадавопрос-ответлайфхакикуда поступатьВУЗмузыкакарантинЕГЭ 2018мода и стильЛучшее на СтенеразвлеченияопросподросткистудентамувлеченияПоступление 2024подготовка к экзаменамЧто почитатьСПбГУкарьерарейтингисторияработаМинистерство образованияТеатржурналистикалайфхакичто посмотретьКак сдать ЕГЭКаталог вузовЕГЭ-2022школаВаши историиновостиинтересные фактылитератураРособрнадзоррусский языкНовый годвузыновости кинонеделипутешествиякаталог сочиненийКаталог профессийКнижная полка ПУисследованиебуллинг75 лет ПобедыДевятиклассникамитоговое сочинениехоббиинтервьюНа практику — в ПУ!МГУподготовка к ОГЭсоветыволонтерствоприемная кампания 2024киноСанкт-ПетербургКорейская волнародителирецензияКонцертКомпьютерные игрыспортискусствоПсихологияСочинениеЕГЭ-2024рейтинг вузовподготовка к ЕГЭКуда сходитькнигиКолледжиобразованиепрофессиитрендыкультураВостребованныеолимпиадыКем бытьЕГЭ-2025журфак
ТОП авторов
Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 35

Елизавета Уварова

Опубликовано статей: 12

Илья Воробьев

Опубликовано статей: 10

Екатерина Волгина

Опубликовано статей: 16

Дарья Хрипунова

Опубликовано статей: 8

София Харламова

Опубликовано статей: 5

Пять углов

Между святым и грешным: как в кино раскрывается Комплекс Мадонны и Блудницы

4 минуты

На примерах объясняет автор ПУ Надежда Кокорина, г. Санкт-Петербург

Все мы смотрели фильмы и читали книги, где героинь делили на «хороших» и «плохих». Мы восхищались «святыми» и осуждали «грешниц». Такой «комплекс Мадонны и Блудницы» ввел психоаналитик Зигмунд Фрейд. 

Согласно его теории, мужчины могут видеть в женщинах либо целомудренных, подходящих на роль жен и матерей «мадонн», либо порочных и желанных «блудниц». Кроме того, «мадонна» может быть музой для вдохновения, которую уважают и обожествляют, но при этом не вступают с ней в отношения. В то время, как «блудниц» рассматривают как сексуально желанных, но отношения с ними считаются аморальными.

Рассказываем, как раскрывается Комплекс Блудницы и Мадонны в кинематографе и манге.
«Головоломка 2»: что творится в голове у подростка?
Разбираем, какие недетские проблемы освещает детский мультфильм 2024 года от студии Pixar
Читать далее

КИНО

Анна Каренина, 2012 год


Кто на самом деле Анна Каренина — «мадонна» или «блудница»? Оба ответа верны. С одной стороны, она преданная и любящая мать. А с другой — падшая женщина, выбравшая мужчину вместо сына. 

Будучи «Мадонной» она проявляется заботу, скромность и жертвенность. Даже внешность Карениной — эталон чистоты, красоты и молодости: никаких причудливых платьев и причесок.

Анна непохожа была на светскую даму или на мать восьмилетнего сына, но скорее походила бы на двадцатилетнюю девушку…
из кинофильма Анна Каренина, 2012

И после того, как Анна заводит роман с Вронским, она больше всего волнуется за судьбу сына. Но после ночи, проведенной с любовником, образ «Мадонны» сменяет образ «Блудницы» — импульсивной, ревностной и неуверенной женщины. Теперь ее отвергает не только общество, но и сам Вронский. 

Шах и мат сделан: архетип «Блудницы» стал синонимом «падшей женщины», чья ценность измеряется сексуальным опытом. И хотя после рождения дочери Анна искупает себя в роли «Мадонны», теперь она не чувствует прежней любви к дочери, в отличие от сына. А после измены ее преследует чувство вины за свои поступки и страх потерять сына.

Кира Найтли в роли Анны Каренины / Кадр из фильма «Анна Каренина» Джо Райта, 2012
Кира Найтли в роли Анны Каренины / Кадр из фильма «Анна Каренина» Джо Райта, 2012

Малена, 2000 год


Малена, или красавица-вдова, в течение фильма проходит путь от «мадонны» до «блудницы» и обратно. Во время Второй Мировой войны девушка отправляет мужа на фронт, но вскоре весь город узнает о его гибели. Мужчины заглядываются на миленькую и хрупкую Малену, а их жены ненавидят девушку за якобы ее «распущенность». Дело доходит до того, что Малену начинают преследовать. 

Искала ли новых отношений Малена после гибели мужа? Нет! Она проводит время в одиночестве. А в сцене, где Малена защищает мальчика Ренато от издевательств, она проявляет доброту и сострадание. Ничего не напоминает? Конечно, это тот самый жертвенный образ «мадонны». 

Моника Беллуччи в роли Малены / фильм «Малена» Джузеппе Торнаторе, 2000
Моника Беллуччи в роли Малены / фильм «Малена» Джузеппе Торнаторе, 2000

Но красота девушки — ее же проклятье: люди завидуют Малене, распускают сплетни, да такие, что девушку никто не берет на работу. Ну и как выжить в таких условиях? Вы скажите, переехать. Но Малена решает продавать свое тело мужчинам, чтобы иметь хоть какие-то деньги.

В конце концов она тоже начинает ненавидеть себя за природную красоту. Малена перекрашивает волосы в красный и примеряет роль «блудницы», какой ее и видят все. А что же общество? Оно все равно не принимает Малену: девушку избивают на площади, а затем выгоняют из города. 

Спустя год Малена возвращается в город вместе с мужем, который пришел с войны. Она выглядит замученной и подавленной, и теперь горожане проявляют к ней любезность. «Блудницу» сменила «мадонна» — но какой ценой!

Горбун из Нотр-Дама, 1996 год


Эсмеральда, уличная танцовщица-цыганка, по жизни — гуманистка: она защищает слабых и угнетенных, молится за бедных и отверженных. И, конечно же, защищает уродливого звонаря Квазимодо. Даже горбун  видит в цыганке «мадонну», спасшую его от унижений и смерти. Прав ли он? И да, и нет: Квазимодо идеализирует Эсмеральду, потому что всю жизнь пробыл в изоляции от мира. 

Так, может быть, Эсмеральда была «блудницей», какой ее видел священник Клод Фролло? А вот и нет: хотя Фролло считает Эсмеральду «блудницей» из-за ее происхождения и откровенных танцев, он тайно желает ее. А цыганка не питает к горе-священнику никаких чувств, кроме отвращения. 

В конце Эсмеральда выбирает капитана лучников — умного, хитрого и непокорного Феба. Именно он видит Эсмеральду такой, какой она есть: свободолюбивой и страстной, но в то же время милосердной и доброй.

Кадр из мультфильма «Горбун из Нотр-Дама», 1996
Кадр из мультфильма «Горбун из Нотр-Дама», 1996

МАНГА

Манга «Нана», 2005 год

 

Такуми — музыкальный продюсер и лидер популярной японской группы Trapnest. С детства мальчик не знал спокойных дней: отец-садист, сестра-бандитка и больная мать. Конечно, подростком, Такуми пошел во все тяжкие, пока не встретил девушку по имени Рейра. Именно она стала его первым другом, а затем смыслом жизни — этаким чистым ангелом и вечной музой. 

Но вот проблема: Рейра была влюблена Такуми. А как же он мог встречаться с ней, если Рейра была символом жертвенной чистоты, этакой «мадонной»? Такуми даже создал группу Trapnest, чтобы исполнить мечту Рейры — петь на сцене. 

Но о чувствах своего «ангела» Такуми не заботился: работа 24/7, а в перерывах — беспорядочные связи. В погоне за мечтой он не замечал страданий Рейры. В итоге, когда одна из распутных девушек по имени Нана узнает о беременности, и Такуми уходит к ней, Рейра решает стать любовницей своего бывшего возлюбленного. Естественно, теперь в его глазах она — «блудница».

Манга «Нана», 2005 / открытый источник Интернета
Манга «Нана», 2005 / открытый источник Интернета

А вот Нана, наоборот, становится примером того, как из «блудницы» можно стать «мадонной». Все это, естественно, глазами Такуми.

Манга «Бездомный бог», 2010 год


Шинки — это орудия, которые служат богам. Боги могут спасать и давать имена блуждающим людским душам, погибшим из-за несчастного случая. Шинки можно рассматривать, как «мадонн»: они преданы хозяину. Но если они поддаются искушениям, и хозяин чувствует боль, то шинки уже становятся «блудницами». И, кстати, неспроста: заражение скверной медленно убивает бога. 

Сначала знакомство бога Ято и шинки Юкинэ складывается неудачно. Орудие злится, что живет неполной жизнью, от обиды даже крадет деньги и одежду. У Ято появляется на теле скверна — он оказывается на грани жизни и смерти! Хочет ли он убить «блудную» Юкинэ? Нет. И к счастью: Юкинэ раскаивается и просит прощения. После омовения шинки не отходит ни на шаг от хозяина, став той самой «мадонной».

Манга «Бездомный бог», 2010 год
Манга «Бездомный бог», 2010 год
На примерах объясняет автор ПУ Надежда Кокорина, г. Санкт-Петербург


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru