Все мы смотрели фильмы и читали книги, где героинь делили на «хороших» и «плохих». Мы восхищались «святыми» и осуждали «грешниц». Такой «комплекс Мадонны и Блудницы» ввел психоаналитик Зигмунд Фрейд.
Согласно его теории, мужчины могут видеть в женщинах либо целомудренных, подходящих на роль жен и матерей «мадонн», либо порочных и желанных «блудниц». Кроме того, «мадонна» может быть музой для вдохновения, которую уважают и обожествляют, но при этом не вступают с ней в отношения. В то время, как «блудниц» рассматривают как сексуально желанных, но отношения с ними считаются аморальными.

КИНО
Анна Каренина, 2012 год
Кто на самом деле Анна Каренина — «мадонна» или «блудница»? Оба ответа верны. С одной стороны, она преданная и любящая мать. А с другой — падшая женщина, выбравшая мужчину вместо сына.
Будучи «Мадонной» она проявляется заботу, скромность и жертвенность. Даже внешность Карениной — эталон чистоты, красоты и молодости: никаких причудливых платьев и причесок.

И после того, как Анна заводит роман с Вронским, она больше всего волнуется за судьбу сына. Но после ночи, проведенной с любовником, образ «Мадонны» сменяет образ «Блудницы» — импульсивной, ревностной и неуверенной женщины. Теперь ее отвергает не только общество, но и сам Вронский.
Шах и мат сделан: архетип «Блудницы» стал синонимом «падшей женщины», чья ценность измеряется сексуальным опытом. И хотя после рождения дочери Анна искупает себя в роли «Мадонны», теперь она не чувствует прежней любви к дочери, в отличие от сына. А после измены ее преследует чувство вины за свои поступки и страх потерять сына.

Малена, 2000 год
Малена, или красавица-вдова, в течение фильма проходит путь от «мадонны» до «блудницы» и обратно. Во время Второй Мировой войны девушка отправляет мужа на фронт, но вскоре весь город узнает о его гибели. Мужчины заглядываются на миленькую и хрупкую Малену, а их жены ненавидят девушку за якобы ее «распущенность». Дело доходит до того, что Малену начинают преследовать.
Искала ли новых отношений Малена после гибели мужа? Нет! Она проводит время в одиночестве. А в сцене, где Малена защищает мальчика Ренато от издевательств, она проявляет доброту и сострадание. Ничего не напоминает? Конечно, это тот самый жертвенный образ «мадонны».

Но красота девушки — ее же проклятье: люди завидуют Малене, распускают сплетни, да такие, что девушку никто не берет на работу. Ну и как выжить в таких условиях? Вы скажите, переехать. Но Малена решает продавать свое тело мужчинам, чтобы иметь хоть какие-то деньги.
В конце концов она тоже начинает ненавидеть себя за природную красоту. Малена перекрашивает волосы в красный и примеряет роль «блудницы», какой ее и видят все. А что же общество? Оно все равно не принимает Малену: девушку избивают на площади, а затем выгоняют из города.
Спустя год Малена возвращается в город вместе с мужем, который пришел с войны. Она выглядит замученной и подавленной, и теперь горожане проявляют к ней любезность. «Блудницу» сменила «мадонна» — но какой ценой!
Горбун из Нотр-Дама, 1996 год
Эсмеральда, уличная танцовщица-цыганка, по жизни — гуманистка: она защищает слабых и угнетенных, молится за бедных и отверженных. И, конечно же, защищает уродливого звонаря Квазимодо. Даже горбун видит в цыганке «мадонну», спасшую его от унижений и смерти. Прав ли он? И да, и нет: Квазимодо идеализирует Эсмеральду, потому что всю жизнь пробыл в изоляции от мира.
Так, может быть, Эсмеральда была «блудницей», какой ее видел священник Клод Фролло? А вот и нет: хотя Фролло считает Эсмеральду «блудницей» из-за ее происхождения и откровенных танцев, он тайно желает ее. А цыганка не питает к горе-священнику никаких чувств, кроме отвращения.
В конце Эсмеральда выбирает капитана лучников — умного, хитрого и непокорного Феба. Именно он видит Эсмеральду такой, какой она есть: свободолюбивой и страстной, но в то же время милосердной и доброй.

МАНГА
Манга «Нана», 2005 год
Такуми — музыкальный продюсер и лидер популярной японской группы Trapnest. С детства мальчик не знал спокойных дней: отец-садист, сестра-бандитка и больная мать. Конечно, подростком, Такуми пошел во все тяжкие, пока не встретил девушку по имени Рейра. Именно она стала его первым другом, а затем смыслом жизни — этаким чистым ангелом и вечной музой.
Но вот проблема: Рейра была влюблена Такуми. А как же он мог встречаться с ней, если Рейра была символом жертвенной чистоты, этакой «мадонной»? Такуми даже создал группу Trapnest, чтобы исполнить мечту Рейры — петь на сцене.
Но о чувствах своего «ангела» Такуми не заботился: работа 24/7, а в перерывах — беспорядочные связи. В погоне за мечтой он не замечал страданий Рейры. В итоге, когда одна из распутных девушек по имени Нана узнает о беременности, и Такуми уходит к ней, Рейра решает стать любовницей своего бывшего возлюбленного. Естественно, теперь в его глазах она — «блудница».

А вот Нана, наоборот, становится примером того, как из «блудницы» можно стать «мадонной». Все это, естественно, глазами Такуми.
Манга «Бездомный бог», 2010 год
Шинки — это орудия, которые служат богам. Боги могут спасать и давать имена блуждающим людским душам, погибшим из-за несчастного случая. Шинки можно рассматривать, как «мадонн»: они преданы хозяину. Но если они поддаются искушениям, и хозяин чувствует боль, то шинки уже становятся «блудницами». И, кстати, неспроста: заражение скверной медленно убивает бога.
Сначала знакомство бога Ято и шинки Юкинэ складывается неудачно. Орудие злится, что живет неполной жизнью, от обиды даже крадет деньги и одежду. У Ято появляется на теле скверна — он оказывается на грани жизни и смерти! Хочет ли он убить «блудную» Юкинэ? Нет. И к счастью: Юкинэ раскаивается и просит прощения. После омовения шинки не отходит ни на шаг от хозяина, став той самой «мадонной».
