Cодержание
Сегодня в университетах понимают, что главная задача преподавателей — помочь студентам развивать таланты. Творческий склад ума, лидерские качества, спортивные достижения, умение удерживать аудиторию — вот о каких способностях идет речь. Это важно, потому что на рынке труда ценятся люди, которые интегрируют знания из разных областей и адаптируются к новым вызовам.
Проблема в том, что традиционные учебные программы не всегда ориентированы на развитие талантов студентов. В приоритете чаще остаются академические знания и оценки.
Поэтому вузы разрабатывают новые подходы: открывают инкубаторы, запускают программы поддержки. Разбираемся, как они помогают студентам развиваться.
5 навыков, которые нужно освоить уже сейчас, чтобы в будущем не остаться без работы
Узнали, что требуют большинство работодателей в 2024 году
Читать далее
КАК ВУЗЫ РАЗВИВАЮТ ТАЛАНТЫ СТУДЕНТОВ
1. Инкубаторы стартапов и предпринимательства
Инкубаторы стартапов давно работают в лучших вузах мира. В Массачусетском технологическом институте (MIT) существует лаборатория инноваций, где студенты вместе с опытными менторами создают проекты.
Похожая площадка есть в Стэнфордском университете: Центр предпринимательства предлагает студентам программы для развития стартапов и бизнес-идей.
Фото: сайт Массачусетского технологического университета
А в Оксфордском университете инкубатор включает даже финансовую поддержку, экспертные консультации, сети профессиональных контактов и современные лаборатории. Студенты работают с высокотехнологичным оборудованием, участвуют в воркшопах по бизнес-планированию и презентации проектов, получают наставничество от успешных предпринимателей и инвесторов.
Это помогает им не только развивать бизнес-навыки, но и творческое мышление. Они учатся анализировать и решать сложные задачи в условиях реального рынка.
Фото: сайт Оксфордского университета
Аналоги таких инкубаторов существуют и в России. Например, в МГУ им. М.В.Ломоносова действует научно-технологический парк, поддерживающий стартапы студентов и молодых ученых. В Высшей школе экономики (ВШЭ) работает Бизнес-инкубатор, который предоставляет студентам доступ к ресурсам и менторской поддержке, чтобы развивать предпринимательские проекты.
Университет ИТМО в Санкт-Петербурге предлагает студентам площадки для работы, лаборатории и экспертов в области технологий и бизнеса, чтобы запускать свои стартапы.
Фото: Наталья Бузаева, официальное сообщество Вконтакте "Акселератор ИТМО"
2. Творческие лаборатории и арт-центры
Некоторые университеты создают творческие пространства, чтобы студенты развивали творческие идеи и навыки в области искусства, музыки, кино. Например, в СПбГУ действует Центр мультимедиа, где студенты развивают свои проекты, работая в современных студиях звукозаписи, видеопроизводства и анимации. Для этого под рукой есть все: профессиональные камеры, монтажные станции и ПО.
Фото: официальное сообщество Вконтакте "Медиацентр СПбГУ"
Такие площадки позволяют студентам разных направлений — от журналистики и рекламы до искусств и компьютерных технологий — стать профессионалами, которых после выпуска не испугает высокая конкуренция в Digital и Art-сферах. «Студентов на настоящие заседания ООН никто не допустит, поэтому мы сами создаем “Модель ООН”»: интервью со студенткой факультета международных отношений
Юлия Макаренко — одна из участниц симулятора международного органа, созданного в СПбГУ. Она рассказала, чем занимается «Модель ООН» и как проходят заседания
Читать далее
3. Спортивные программы и студенческие клубы
Московский государственный университет известен спортивными командами, которые участвуют в соревнованиях на национальном и международном уровнях. На базе вуза студенты занимаются легкой атлетикой, футболом, баскетболом, плаванием и другими видами спорта. Такие занятия помогают им развиваться не только физически, но и личностно: ребята учатся работать в команде, ставить амбициозные цели и становится лидерами.
Фото: сайт Центральных секций МГУ
Аналогичные программы есть в других российских вузах. Например, в Петербургском Политехе активно развиваются спортивные секции и клубы, а студенты Казанского федерального университета ходят в современные спортивные комплексы и участвуют в тренировочных программах.
Фото: сайт КФУ
4. Междисциплинарные курсы и программы
В НИУ ВШЭ существует курс «Дизайн-мышление и инновации», который объединяет студентов из различных факультетов — от инженерии и экономики до искусства и дизайна — чтобы вместе работать над реальными проектами. Они анализируют потребности пользователей, разрабатывают прототипы и создают нестандартные решения, которые потом используют в разных сферах, от IT и производства до культурных и социальных проектов.
В выигрыше все: и рынок труда, и сами студенты, которые благодаря занятиям развивают гибкость мышления.
Фото: Freepik.com
Цифровой гуманитарий — кто это?
Коротко и доходчиво о «молодой» специальности, зародившейся в ИТМО — Владислав Гладышев, Удмуртская Республика
Читать далее
МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ
Чтобы понять, как студенты воспринимают поддержку своих нестандартных талантов в университетах, мы поговорили со учащимися Московского государственного университета и ЛГУ им. А.С.Пушкина.
Аня учится на дизайнера. Когда девушка поступила в университет, она думала, что будет учиться только академическим вещам. Но оказалось, что в университете проводят мастер-классы по анимации в арт-центре. И хотя, по словам студентки, они не связаны с профессией дизайнера, Аня начала их посещать — и не пожалела.
Это помогло мне раскрыть в себе новые способности и понять, что творчество — важная часть моей жизни.
Анна, студентка факультета дизайна,
Миша учится на филолога. Морфология, синтаксис, история языка — казалось бы, причем тут программирование? Но студент нашел связь, записавшись на курсы по робототехнике. Сейчас парень активно развивается в новой сфере.
В университете у нас есть курсы по робототехнике, которые можно посещать независимо от своей основной специальности. Я изучаю физику, но решил попробовать себя в программировании роботов. Этот опыт позволил мне посмотреть на физику с другой стороны и задуматься о применении моих знаний в разработке технологий. Это расширило мой кругозор и открыло новые профессиональные горизонты.
Михаил, студент филологического факультета
Лена учится на психолога. Профессия обязывает научиться работать с людьми — и по счастью, девушка узнала, что в университете ведут курсы по социальной работе и волонтёрству.
Это не совсем связано с моей специальностью, но мне очень интересно работать с людьми и участвовать в социальных проектах. Я смогла попробовать себя в роли организатора волонтёрских мероприятий и поняла, что эти навыки помогут мне в будущем не только в профессии, но и в личностном развитии.
Елена, студентка факультета психологии
КАК РАСКРЫТЬ СВОИ ТАЛАНТЫ В УНИВЕРСИТЕТЕ?
1. Ищите возможности: узнайте на сайте своего университета в разделах, связанных со студенческой жизнью и внеучебной деятельностью, о клубах, программах и мероприятиях. Подпишитесь на соцсети университета и его студенческих организаций, где регулярно публикуются анонсы и новости.
Полезно будет поговорить с преподавателями и старшекурсниками. Они могут подсказать интересные мероприятия или клубы, которые не всегда освещаются в официальных источниках. Будьте активными и не бойтесь пробовать что-то новое.
2. Не ограничивайтесь учебой: развивайте личные интересы, не связанные напрямую с основной специальностью. Например, если вы учитесь на экономическом факультете, но увлекаетесь фотографией, попробуйте присоединиться к студенческому фото-клубу или запишитесь на университетские курсы фотографии. Так вы расширите кругозор и откроете неожиданные карьерные возможности. Например, сможете работать в сфере медиамаркетинга или создавать визуальный контент для бизнеса.
3. Общайтесь с преподавателями и студентами: часто менторы и сверстники помогают увидеть сильные стороны и предложить идеи, как их развивать.
4. Пробуйте разные направления: например, попробуйте изучать основы программирования, если вы гуманитарий, или займитесь изучением основ дизайна, если учитесь на инженера. Будьте открытыми к новым знаниям и опыту — это поможет найти своё призвание и развить навыки, которые окажутся полезными в будущем.