Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

фестивальанглийский языкКуда сходитьлитератураТеатрСпецпроектыкинорецензияЕГЭ-2022советы психологаМинистерство образованияСПбГУКаталог профессийкнигиопросподросткиКак сдать ЕГЭПсихологияВостребованныеэкзаменыпрофессиилайфхакикак прошли ЕГЭ-2018ОГЭлайфхакиВУЗчто посмотретьприемная кампания 2024итоговое сочинениесаморазвитиешколакарантинЕГЭ 2018Поступление 2024УчительисторияРособрнадзор75 лет ПобедылицензияКнижная полка ПУотношениявузыЛучшее на СтенепрофориентацияКем бытьобразованиеЧто почитатьразвлеченияискусствоподготовка к экзаменамкаталог сочиненийподготовка к ОГЭСочинениеВсероссийские открытые урокиинтересные фактыкультураисследованиеЕГЭ 2024работаНа практику — в ПУ!журналистикаинтервьюсоветыЕГЭ-2024куда поступатьВаши историиновости кинонеделиолимпиадывопрос-ответНовостистудентамволонтерствоНовый годподготовка к ЕГЭспортДевятиклассникамличный опытпутешествияувлеченияКонцертМГУрейтинг вузовпоступлениерусский языкрейтинголимпиадажурфакродителиКаталог вузовхоббина практику — в ПУ!музыка
ТОП авторов
Татьяна Герасименко

Опубликовано статей: 23

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 27

Полина Батракова

Опубликовано статей: 10

Матвей Невьянцев

Опубликовано статей: 9

Мария Горяинова

Опубликовано статей: 6

Пять углов

«Мультяшная» психология: что происходит с подростком во время переходного возраста

4 минуты

С психологом на примере героев «Головоломки 2» разбирается Юлия Хмеленко, г. Санкт-Петербург

Юлия Хмеленко | 03.09.2024
Просмотры
812
Этим летом вышло продолжение истории Райли — девочки из «Головоломки 2». Теперь главная героиня — подросток, и на первом месте у неё уже не семья, а увлечения, амбиции и общение с крутыми девчонками. Забавно, но времени между двумя частями прошло ровно столько, чтобы юные зрители успели повзрослеть. Не ясно, сделали это создатели специально или нет, зато теперь каждый из вас посмотрел на себя со стороны. Страшно и стыдно? Не переживайте —  вместе с коучем и одним из организаторов психологического фестиваля «Счастье БЫТЬ Частью» в Санкт-Петербурге мы объясним, что происходит с каждым из вас.
«Головоломка 2»: что творится в голове у подростка?
Разбираем, какие недетские проблемы освещает детский мультфильм 2024 года от студии Pixar
Читать далее

ТРУДНЫЙ ВОЗРАСТ


По сюжету у 13-ти летней Райли начинается пубертатный период. И начинается он не так уж и приятно — с нервного срыва. Девочка выглядит так, как будто вообще не спала, а чувствует себя еще хуже: Райли бросает то в ярость, то в слезы. Благо мама девочки реагирует на истерику совершенно спокойно, потому что понимает, что за время наступило у дочки.

На девочку одновременно свалились и переход в старшую школу, и пробы в крутую хоккейную команду, и вместе с этим знакомство с новым коллективом. Из-за этих событий в её голове проносится множество мыслей, и девочка просто не знает, как на них реагировать. Отсюда и такое поведение. Ребенок сам не понимает, что ему сейчас нужно, поэтому злится на себя, окружающих и все обстоятельства.
Анна Пекур

С переходным возрастом ребенок начинает «отрываться» от родителей. Он учится вести себя в обществе как взрослый человек, ставить себе новые цели и стараться их достигать. Так ребенок и попадает в новые обстоятельства, не понимая, что ему делать. К тому же, в это время в организме царит гормональная перестройка, а это только дополнительный стресс и раздражение. 

Но у Райли все ещё не так плохо. Многие дети помимо повышенной тревожности и агрессии испытывают апатию: им становится всё равно на себя и на то, к чему они стремились раньше. Кто-то наоборот, начинает активно искать себя: красит волосы в сумасшедшие цвета, экспериментирует со стилем одежды. Некоторые даже присоединяются к различным субкультурам. 

Но все они начинают делать то, чего ещё никогда не пробовали. Так и случаются первые неловкие ситуации, разочарования, появляются комплексы.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
С возрастом человеку становятся нужны более сложные эмоции. И в мультфильме постарались это показать. Так мы познакомились со Скукой, Стыдом, Завистью и, конечно же, главной звездой сиквела — Тревожностью.

НОВЫЕ ГЕРОИ: какие эмоции познает подросток?


Новые герои — оттенки пяти базовых чувств человека. Мы их уже прекрасно знаем из первой части. Но как это работает? 

Стыд и Тревожность — это разновидности Страха. Скука — оттенок  Печали, а Зависть — Гнева. Чем старше человек и больше его жизненный опыт, тем разнообразнее «палитра» эмоций у него в голове. 

Но у многих зрителей возник закономерный вопрос: неужели мы не можем испытывать эти чувства еще до подросткового периода? Ведь, к примеру, еще в первой части «Головоломки» Райли становилось стыдно, когда она заплакала при всём классе, вспоминая родной дом. 

Райли не осознавала стыд целиком, когда была ребенком. Для этой эмоции необходим самоанализ. В первой части «Головоломки» девочка просто чувствовала себя неудобно из-за слёз в новом классе. А уже в сиквеле главная героиня ощущает стыд в полной мере, после того как из-за неё наказали всю команду «Жар-птиц». Она ругает себя за несобранность, боится, что теперь никогда не поладит с подругами. Кстати, это и побуждает Райли извиниться перед Валентиной и расположить её к себе, как и всю команду девочек.
Анна Пекур

Всё то же самое касается и других эмоций. Например: многие из нас завидовали соседскому ребенку, которому папа подарил крутую игрушку. Или нервничали из-за «двойки» в дневнике. Но опять таки, эти чувства для нас тогда ничего не значили. 

И только теперь, чувствуя что-то схожее, мы стараемся понять: а почему так произошло? А что мне нужно сделать, чтобы исправить дело? 

Если нам скучно в компании людей, мы пытаемся понять: они просто говорят на тему, в которой мы не разбираемся, или это вовсе не те люди, с которыми нам по пути? И после этого думаем, что нам делать дальше: сменить тему для разговора или своё окружение.

Испытывая ту же самую зависть, мы теперь не про просто хотим иметь вещь, которая поднимет наш имидж. Мы уже думаем о возможности её раздобыть, о том, что нам нужно для этого делать.

Это чувство помогает нам анализировать окружающий мир и сравнивать себя с другими людьми, как бы неприятно это ни было, - поясняет Анна. - Несмотря на то, что в обществе оно считается плохим, зависть – это один из мощнейших мотиваторов, который побуждает нас к личностному росту и добиваться поставленных целей.
Анна Пекур

КАК МЫ ПОЛУЧАЕМ ЖЕЛАЕМОЕ?


По сюжету мультфильма, с этим Райли помогает Тревожность. Этот персонаж хоть и выступает в роли антагониста, но ее расчетливость и ум в итоге помогают девочке. 

Эта эмоция наперед просчитывала шаги главной героини, учила её включать смекалку, чтобы избежать конфузов. В конце концов, именно Тревожность мотивировала Райли добиваться желаемого любыми способами.

1725371102.jpg
Но действительно ли и в жизни это чувство помогает человеку чего-то достичь?
Это не совсем так. Мы строим планы, чтобы получить желаемое, стараемся предвидеть возможные риски и просчитываем шаги наперед благодаря префронтальной области нашего мозга. Именно она отвечает за прогнозирование, решение проблем, самоконтроль и многое другое. Но создатели мультика нам это показывают через Тревожность, потому что для неё также необходимо развитие так называемой «префронтальной коры», которое у людей завершается к подростковому периоду. Вот, собственно, и ответ, почему эту эмоцию показали лишь во второй части «Головоломки».
Анна Пекур

На самом же деле тревожность — ни что иное, как необъяснимый страх и ожидание отрицательных событий. Можно ли при таком настрое замотивировать себя? Конечно, нет. У человека будет формироваться лишь страх проигрыша. Это, кстати, нам тоже показали в мультфильме, когда Райли не могла заснуть перед финальным матчем.

ЗАЧЕМ «НАКРУЧИВАТЬ» СЕБЯ?


Согласитесь, у вас же наверняка хоть раз была ситуация: вы сидите и без конца прокручиваете в голове, что вы сделали не так и какой вы ничтожный. Или как вам не повезло в жизни. У этого состояния даже есть свой термин — руминация. Для чего мы это делаем? Чтобы это высосало из нас всю энергию и у нас не осталось сил на более важные вещи?

Это чувство необходимо человеку, как и любое другое. Благодаря возможности «прокручивать» негативные сценарии в голове, мы тщательнее продумываем наши действия в будущем. Самое главное не переусердствовать с этим. Если мы будем постоянно перегружать себя и наказывать за промахи, ничего хорошего из этого не выйдет. Варианты тут разные: от переутомления до панической атаки, которая, в итоге, у Райли и случилась.

Необходимо давать себе время на отдых и получать удовольствие от того, что делаешь. Иначе, какие бы цели мы не преследовали — их достижение будет бессмысленным, если в погоне за ними погубим своё ментальное здоровье.

1725371104.jpg

ЧЕМУ УЧИТ МУЛЬТФИЛЬМ?


«Головоломка 2» показала, что для нас полезны все эмоции, даже если нам не нравится их проживать. Расстраиваться, чувствовать себя плохо — это нормально, особенно для подростков. 

Ничто не идеально, и потому мы не должны бояться быть собой, и уж тем более ошибаться. Но всё-таки, это мультфильм, и поэтому некоторые моменты в сюжете упрощаются, или, наоборот, изображаются с преувеличением. Когда Анна делилась впечатлениями, то посчитала, что было бы здорово, если бы в сюжет добавили еще и гормоны. Интересно, третья часть будет посвящена этому?

С психологом на примере героев «Головоломки 2» разбирается Юлия Хмеленко, г. Санкт-Петербург
Пройдите опрос
Каким вы видите свое будущее через 10 лет?
1/6








Назад
Далее
А чего больше всего опасаетесь?
2/6







Назад
Далее
Вы уже определились с выбором маршрута: кем стать, куда поступать?
3/6


Назад
Далее
А с кем при этом выборе советовались, к чьему мнению прислушивались?
4/6







Назад
Далее
Если бы у вас появилась возможность жить не работая - согласились бы?
5/6


Назад
Далее
А насколько вообще вы чувствуете себя готовым ко “взрослой жизни”? Оцените от 1 до 5
6/6





Назад
Далее


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru