Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Школьные новости
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

Мы в Telegram
опросМГУрусский языкСПбГУПсихологияКаталог вузовродителишколаподготовка к экзаменампоступление-2025олимпиадыСочинениебуллингхоббиисторияволонтерствоВаши историисоветы психологачто посмотретьРособрнадзорразвлеченияотношениякнигиискусствоисследованиеДевятиклассникамКак сдать ЕГЭвузыкаталог сочиненийВУЗолимпиадаКолледжиЕГЭ 2024личный опытЧто почитатьпрофориентацияКуда сходитьКаталог профессийувлеченияинтересные фактыкультураитоговое сочинениена практику — в ПУ!экзаменыприемная кампания 2024ЕГЭ 2018ОГЭКем бытьжурналистикамода и стильспорткарьерарейтингкуда поступатьпрофессиипутешествияКорейская волнамузыкасоветыПоступление 2024КонцертстудентамновостиКомпьютерные игрыработановости кинонеделиобразованиекинолайфхакиМинистерство образованиякарантинподготовка к ОГЭподготовка к ЕГЭжурфакЛучшее на СтенеКнижная полка ПУвопрос-ответУчебаНа практику — в ПУ!ТеатррецензияпоступлениеинтервьюЕГЭ-2024фильмы и сериалыЕГЭ-2025подросткиСанкт-Петербургтрендысаморазвитиелайфхаки75 лет ПобедыНовый годлитератураВостребованные
ТОП авторов
Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 35

Елизавета Уварова

Опубликовано статей: 14

Илья Воробьев

Опубликовано статей: 10

Екатерина Волгина

Опубликовано статей: 16

Дарья Хрипунова

Опубликовано статей: 8

София Харламова

Опубликовано статей: 5

Пять углов

Ищи и пробуй

4 минуты

Профессор кафедры социально-педагогических измерений СПб АППО Марина Матюшкина о трендах в выборе профессий

Недавно на страницах ПУ проходил опрос — мы узнавали у вас о планах на будущее, выборе профессии и ценностях. Все карты мы раскроем позже, в юбилейном номере «Пяти углов», но уже сейчас мы обсудили цифры с профессором АППО Мариной Матюшкиной и готовы рассказать о трендах.
Потрясения затронут людей, которые не умеют учиться
О том, какие профессии и навыки будут востребованы в ближайшем будущем, ПУ рассказывает ведущий образовательных программ МШУ «Сколково» Дмитрий Судаков
Читать далее

Опрос, который «ПУ» недавно проводили среди своих читателей,  показал: 63 процента выпускников знают, куда конкретно будут поступать, они имеют вполне конкретные планы на будущее. Более того — подавляющее большинство уверены, что эти планы вполне осуществимы. А пять лет назад такие планы к моменту окончания школы имело менее половины опрошенных. Это тенденция

Да, есть ощущение сжатия времени. Я вам даже больше скажу: в 10-11 классе они уже работают, иногда - по будущей специальности. Причем эта тенденция пока нова: десять-пятнадцать лет назад в сочинении «Моя жизнь через 10 лет» они рассказывали о чем угодно – семье, детях, путешествиях, отдыхе – но ни слова о профессии и работе. Тогда нас это удивляло, но сейчас все иначе: подростки понимают, что выбор будущего дела очень сложен, поэтому и готовятся к нему заранее.

Сейчас ребята гораздо меньше романтизируют будущее. Если еще два года назад они хотели заниматься творчеством, представляли себе работу как хобби, за которое будут платить, а некоторые были готовы работать за небольшую зарплату, сейчас их взгляды реалистичнее: подростки понимают, что нужно зарабатывать, потому и выбирают профессии не абы какие, куда они пройдут по баллам, а востребованные. В последнее время выпускники стали чаще поступать на инженерные и технические направления, больше интереса к медицине, вирусологии, биотехнологиям, гуманитарии идут на менеджмент.

Получается, наши выпускники стали прагматичнее?

Скорее они стали осознавать, что работа нужна в первую очередь для жизни, а не для удовольствия. Понимаете, последние 20 лет школьников - по крайней мере петербургских - хорошо обеспечивали родители, на вопросы о материальном положении ребята отвечали, что ни в чем себе не отказывают. И со временем этот показатель обеспеченности только рос, и в 24 году он был так же высок, как раньше. Но по ответам детей об их будущей работе мы видим, что дети стали понимать, что деньги для жизни нужно зарабатывать трудом. В этом их взгляды немного изменились.

1728313501.avif

Кстати, о деньгах. Мы тоже спрашивали у школьников, какими они хотят быть через 10 лет, и 24% подростков ответили, что мечтают построить успешную карьеру, а богатую жизнь они поставили только на третье место. Эту тенденцию подтверждают и крупные исследования: по данным ВЦИОМ 18% школьников в ближайшие 10 лет вообще планируют открыть свое дело. Получается, для них важны не только деньги?

По нашим опросам в целом более 30% выпускников хотели бы попробовать себя в бизнесе. Но многие, когда говорят о карьере и успехе, то имеют в виду самореализацию. Последние годы это слово встречалось в ответах постоянно. Современные подростки очень зациклены на себе, им важно раскрыть свой творческий потенциал. При этом у многих нет честолюбивых планов: они не стремятся стать директорами или главами фирм. 25% вообще предпочли бы не работать, если бы у них был постоянный источник дохода. Но это не значит, что они ленивые, они просто больше ценят наличие свободного времени, которое им нужно и для полноценного отдыха, и для того чтобы учиться, осваивать новые навыки, добиваться своих целей. Думаю, многие и бизнес хотят открыть, чтобы быть в этом плане более свободными.

1728313398.png
Причем такая тенденция не только у нас, это мировой тренд. Зарубежные исследователи описывают интересный конфликт отцов и детей: скажем, есть бизнесмен, который многого добился в жизни, стал директором компании. А сын его не хочет такой карьеры. Он лучше деньги потеряет, чем будет день и ночь так пахать. Деньги - это, конечно, хорошо, но ему лучше слушать музыку, играть на гитаре, читать книжки, отдыхать побольше.

Пока эта тенденция не переломлена, но всё постепенно меняется.

Наш опрос вообще показал, что 51% могли бы и не работать, если бы появилась такая возможность

Вот видите…

И тогда еще одна тенденция: 45% выпускников при выборе профессии ориентируются только на свое собственное мнение. А недавно ваши коллеги из РАО обнаружили, что 68% подростков вообще не имеют кумиров и идеалов. Вы согласны?

Да, у нас тоже такая тенденция отмечается. Я это и имела в виду, когда говорила про то, что они ориентированы на себя: они меньше доверяют родителям, учителям, вообще всем, опираются только на себя, свою интуицию, свое понимание.

Еще пять-десять лет назад подростки сильно смотрели на блогеров или образы успешных людей из фильмов, из телевизора или интернета. А сейчас это пошло на убыль, потому что все видят, как много всюду фейков, неопределенностей.

Но при этом уверены, что выбор сделали верный, видят свое будущее успешным, хотя 50% боятся этого же будущего - об этом упоминали социологи из СПбГУ в своих исследованиях. Откуда такое противоречие?

А вы думаете, что это противоречие? Да, они стали более обеспокоенными, и это понятно, потому что любому нормальному человеку хочется определенности, стабильности, хочется знать, что будет завтра, чтобы планировать жизнь. А если никакой определённости нет, тогда наступает стресс, паника, хаос.

Но они молодые, они верят, что приложат все силы для успешного будущего, и все будет хорошо. Кто же еще, как не они, должны верить в себя и в будущее?

А определенность? У подростков она есть или нет?

Ее сейчас ни у кого нет. Да, бывают ребята, которые выбрали определенную профессию и они уверены в своем выборе. Но их не так много. И это вовсе не значит, что эти подростки ничего не изменят в своем будущем, просто они быстрее других поняли, чем им нравится заниматься.

С этим, кстати, у школьников до сих пор есть сложности: порой даже в вузе им не становится понятнее, что они в итоге будут делать после. Возьмем хотя бы технические университеты. Выпускник поступил на бакалавриат. Ну и что он получит через 4 года? Немногим больше школьной программы, но точно не конкретную профессию. Потом уже вузовские выпускники придут на работу и только там будут учиться реальным навыкам. Иначе сейчас и нельзя - профессии меняются очень быстро, и не совсем ясно, к чему вообще должна готовить школа и вуз. Так что в школе практически нереально сделать какой-то осознанный выбор конкретной работы.

1728313399.jpg

И как им тогда быть, на что ориентироваться?

Нужно просто пробовать себя в разных ролях, в разных видах деятельности, и начинать делать это как можно раньше. Не старайтесь с начальной или средней школы однозначно ответить на вопрос “кем я буду”, лучше подумайте, в чем ваши способности и чем вам нравится заниматься, а чем - нет. Чтобы не получилось так, что вы в школе учите биологию, собираетесь поступать на медицинский, а потом вам становится плохо от вида крови. Да и вообще, профессии сейчас так быстро меняются, что через 5-10 лет и предположить, что станет именно с вашей, сложно.

Поэтому нужно уже со школы видеть, какие у вашей профессиональной дорожки есть развилки, куда вы в случае чего сможете свернуть, какие есть варианты близких, похожих специальностей. Тогда будет не так важно, насколько сейчас востребована ваша специальность, хорошо ли за нее платят, достаточно ли в ней рабочих мест. Хорошо найти такое любимое дело, которым вы сможете заниматься, как бы не менялись профессии, квалификации, условия работы. Это и значит “найти себя”.

Вот только как это сделать…

Только пробовать, по-другому не выйдет.

Профессор кафедры социально-педагогических измерений СПб АППО Марина Матюшкина о трендах в выборе профессий


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru