В детстве мы все живем по определенным законам, которые диктуют родители и учителя. Правда, большинство из них в итоге оказываются мифами. Эти установки помогают нам быстро осмыслить, понять происходящее. Однако они складываются из обобщенных культурных кодов, правил, традиций, поэтому часто мы становимся заложниками навязанных обществом стереотипов.
Чаще других с мифами сталкиваются подростки: нас поучают взрослые, а потом ждут определенных поведения и результатов.
Но мифы пугают подростков, из-за них мы сильнее боимся взрослеть и выбирать. Мы провели исследование и собрали 5 самых популярных мифов о взрослении, чтобы подтвердить или опровергнуть их.
В этом нам поможет Ольга Юрьевна Туницкая, педагог-психолог Центра образования имени И.А.Милютина и член методического совета педагогов-психологов школ г.Череповца.
Спецпроект «Гайд по взрослой жизни»: как первокурснику научиться финансовой грамотности?
Как планировать бюджет, что нужно знать о жизни в больших городах и стоит ли искать работу — Влад Гладышев
Читать далее

МИФ №1: ЧЕМ СТАРШЕ, ТЕМ МУДРЕЕ
С этим согласились 68,8% опрошенных. При этом многие отмечали, что конфликтуют с родителями, когда те пытаются навязать им свою правоту и продвигают мнение, что взрослый человек опытнее и умнее.
Нас воспитывают так, что взрослые всегда правы и нужно прислушиваться к любым их советам. Даже в литературе мы все время сталкиваемся с вечной проблемой отцов и детей. Что уже говорить о русских народных сказках, где дети не слушаются взрослых, и поэтому обязательно попадают в беду. Из-за этого бэкграунда мы начинаем считать, что чем человек старше, тем он мудрее.
Саша Иванов, 15 лет

Действительно, родители могут подсказать, как поступить, и их опыт важно учитывать, однако молодые люди должны уметь критически воспринимать советы. Иногда рекомендации, основанные на устаревших стереотипах или личном опыте, могут быть неэффективными и даже вредными. Важно, чтобы обе стороны, и молодежь, и взрослые, были готовы к открытому диалогу, где мнения будут уважаться, а не навязываться.
Возраст дает жизненный опыт. Например, человек в тридцать лет, скорее
всего, будет умнее себя пятилетнего, благодаря приобретенным навыкам.
Советы родителей ценны, но никто другой, кроме вас, не сможет увидеть
ситуацию вашими глазами. Поэтому очень важно учиться слышать других, но
принимать решения самостоятельно.
всего, будет умнее себя пятилетнего, благодаря приобретенным навыкам.
Советы родителей ценны, но никто другой, кроме вас, не сможет увидеть
ситуацию вашими глазами. Поэтому очень важно учиться слышать других, но
принимать решения самостоятельно.
Ольга Туницкая, педагог-психолог

МИФ №2: ВЗРОСЛЫЕ ЖЕРТВУЮТ СВОИМИ ЖЕЛАНИЯМИ РАДИ ОБЯЗАННОСТЕЙ
По результатам нашего исследования, с мифом согласились 47,9% опрошенных. Несмотря на значительный процент, нам казалось, что намного больше людей придерживаются указанного мнения: в культуре понятие «взросление» уже срослось с понятием «жертва».
Недавно я хотела пойти на школьную дискотеку и попросила родителей меня отпустить. Моя мама сказала папе такую фразу: “Пусть повеселиться, пока не взрослая. Скоро уже и поступать будет, работа начнется”. Я задумалась: “Почему, став взрослее, мы не сможем так же наслаждаться каждым моментом и отдыхать, развлекаться?” Получается, в будущем я должна жертвовать своими увлечениями, свободным временем, желаниями ради обязанностей.
Аня Круглова, 16 лет

Ольга Юрьевна частично согласна с тем, что, взрослея, мы не так свободны в реализации всех наших желаний.
Человек становится взрослым, когда он готов брать на себя ответственность за собственные действия и выполнять обязательства, порой даже противоречащие собственным желаниям. Однако, в данном случае, “взрослость” определяется не столько возрастом, сколько уровнем духовного, нравственного, психологического развития человека. Например, кто-то и в сорок лет не готов брать на себя ответственность и действует из доминанты “хочу”.
Вместе с тем, “взрослость” предполагает умение расставлять приоритеты и в определенный момент времени перемещать «хочу» на второй план, оставляя впереди суровое «надо», а дети и подростки, нужно признать, в большей степени ориентированы на удовлетворение своих потребностей
Вместе с тем, “взрослость” предполагает умение расставлять приоритеты и в определенный момент времени перемещать «хочу» на второй план, оставляя впереди суровое «надо», а дети и подростки, нужно признать, в большей степени ориентированы на удовлетворение своих потребностей
Ольга Туницкая, педагог-психолог

Психолог подчеркивает, нет ничего плохого, если во взрослом возрасте вы сможете находить баланс между карьерой, работой, семьей и отдыхом, желаниями, развлечениями.
МИФ №3: ВЗРОСЛЫЕ НЕ ПРОЯВЛЯЮТ ЭМОЦИИ
Безэмоциональность старшего поколения — проблема, которую замечают 45,8% ребят. Часто учителя, родители и любые другие «значимые» для подростка взрослые сами подтверждены стереотипу, что ответственность и седины предполагают серьезность и сдержанность.
Я часто слышу от своей мамы: “Взрослая жизнь такая скучная”. И каждый
раз задумываюсь: “Почему она так говорит?” У меня за день происходит
столько событий: я могу радоваться или грустить, смеяться или обижаться.
Из-за слов мамы я не понимаю: взрослые что, действительно, ничего не
испытывают?
раз задумываюсь: “Почему она так говорит?” У меня за день происходит
столько событий: я могу радоваться или грустить, смеяться или обижаться.
Из-за слов мамы я не понимаю: взрослые что, действительно, ничего не
испытывают?
Андрей Внуков, 15 лет

Психолог не может согласиться с этой фразой и подчеркивает, что эмоциональность человека напрямую не зависит от возраста:
Со взрослением у человека формируется навык самоконтроля, однако это
происходит не у всех и не всегда. Эмоциональность в большей степени зависит от свойств нервной системы, характера, темперамента.
происходит не у всех и не всегда. Эмоциональность в большей степени зависит от свойств нервной системы, характера, темперамента.
Ольга Туницкая, педагог-психолог

Испытать эмоции и выражать их — разные вещи. Конечно, без самоконтроля сложнее соблюдать некоторые социальные нормы, однако чувствовать жизнь, наслаждаться ей или, наоборот, разочаровываться в ней, бунтовать, расстраиваться вам никто не сможет запретить.
МИФ №4: ВЗРОСЛЫЕ СЛЕДУЮТ ОПРЕДЕЛЕННОМУ «ПЛАНУ ЖИЗНИ»
В детстве мы вольны в наших действиях: нам не нужно просчитывать ходы, строить долгосрочные планы и оценивать последствия наших решений. Однако, взрослея, мы все больше замечаем, как мама составляет расписание, откладывает деньги на квартиру и живет по графику, где «шаг влево, шаг вправо — расстрел».
Опрашиваемые поделились, что боятся взросления из-за ожидания, что вместе с ним из жизни исчезнет и спонтанность. Так, для Юлии, как для
одиннадцатиклассницы, жизнь по плану вызывает тревогу: девушка переживает, что университетские рамки сожмут ее в повседневной рутине.
В детстве никто из нас не вел ежедневник, составляя в нем план на день, не
загружал «must have» дела в заметки. Если хотелось, я, например, смотрела
мультики, могла пойти погулять или остаться дома, общалась с одним другом, а потом с другим. И никакого плана не было. Разве во взрослой жизни нет
спонтанности, импровизации, жизни вне плана?
загружал «must have» дела в заметки. Если хотелось, я, например, смотрела
мультики, могла пойти погулять или остаться дома, общалась с одним другом, а потом с другим. И никакого плана не было. Разве во взрослой жизни нет
спонтанности, импровизации, жизни вне плана?
Юля Соколова, 17 лет

Эксперт частично соглашается с этим утверждением и подтверждает, что
взрослым людям сложнее даются спонтанные поступки: они склонны двигаться по колее, согласно сценарию, и часто навязывают его окружающим.
«Подростковый и юношеский возраст в большей степени связан с
экспериментами, с риском. Но это лишь тенденция, которая не зависит от возраста напрямую. Есть подростки, предпочитающие действовать по плану, и взрослые люди, которые отрицают однообразную и разложенную по полочкам жизнь. И это уже связано с особенностями характера.
экспериментами, с риском. Но это лишь тенденция, которая не зависит от возраста напрямую. Есть подростки, предпочитающие действовать по плану, и взрослые люди, которые отрицают однообразную и разложенную по полочкам жизнь. И это уже связано с особенностями характера.
Ольга Туницкая, педагог-психолог

МИФ №5: ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ ДРУЗЕЙ БУДЕТ МАЛО ИЛИ СОВСЕМ НЕ БУДЕТ
31,3% опрошенных считают, что друзей во взрослой жизни будет совсем мало или не будет вообще. В выпускных классах у школьников появляется множество забот: экзамены, итоговые оценки, подготовка к поступлению в вузы. При таких нагрузках общение сокращается и уходит на второй план. У тех, для кого дружба — большая ценность, появляется закономерный страх: раз даже в школе обстоятельства сильнее нас, взрослея, мы неминуемо растеряем все дружеские связи.
Я считаю, что в круговороте "работа-дом" не смогу найти повода встретиться или поддерживать связь со своими друзьями. Семейные бытовые дела, рабочие моменты, суета, действительно, отнимают много времени. Слышала, что дружба проверяется годами, но так ли это? Получится ли сохранить друзей в этой повседневной рутине?
Вика Голубева, 17 лет

Психолог подтверждает, что с возрастом меняются ценности, однако потребность в дружбе не становится меньше. При желании с нами останутся близкие люди, которых мы любим, и которые готовы, несмотря на другие заботы, поддерживать связь, ценить нас, быть рядом:
«В подростковом возрасте у многих есть потребность в компании, в то
время как с возрастом приходит осознание ценности общения с меньшим
количеством самых близких и дорогих людей. Профессиональная и семейная
занятость часто приводят к утрате приятельских связей, однако, в очередной
раз, это в большей степени зависит от индивидуальных характерологических
черт»
время как с возрастом приходит осознание ценности общения с меньшим
количеством самых близких и дорогих людей. Профессиональная и семейная
занятость часто приводят к утрате приятельских связей, однако, в очередной
раз, это в большей степени зависит от индивидуальных характерологических
черт»
Ольга Туницкая, педагог-психолог

Конечно, в коллективном опыте, отраженном в мифах, есть доля правды. Однако, прислушиваясь к мнению эксперта, мы можем точно сказать, что все индивидуально и зависит от нас самих. Прислушивайтесь к мудростям, но анализируйте их и выстраивайте свой собственный план. Каким взрослым вы хотите стать? Решайте!