Оказывается, 62% студентов романтизировали учебу, когда поступали в вуз. Мы это выяснили в опросе среди учащихся разных направлений. И это закономерно: путь обучения — не спринт, а марафон, поэтому одних поставленных целей порой оказывается недостаточно, чтобы ежедневно выполнять трудные задачи. Лекции, уроки, сложные и объемные домашки превращают обучение в рутину, которая выматывает студентов и школьников на самом старте. Чтобы добежать до экзаменов с багажом знаний, вернуть интерес, вдохновение к учёбе, многие начинают ее романтизировать. Но работает ли это?
ОТКУДА БЕРЕТСЯ ВДОХНОВЕНИЕ УЧИТЬСЯ?
Бывшие школьники подхватывают способы полюбить учебную рутину друг у друга, у блогеров, продвигающих идею, постоянного саморазвития. Отсюда и вполне типичные способы все романтизировать: красивый рабочий стол, ведение ежедневника, черный кофе и gloomcore плейлист. Все это создает ощущение, что учеба — приятное занятие.
ПОЧЕМУ НАЧИНАЮТ РОМАНТИЗИРОВАТЬ УЧЕБУ?
В опросе участвовали и такие студенты, кто не идеализирует учебу. Правы они или нет — спорить бесполезно. Другой вопрос — почему и зачем мы рисуем красивые картинки об учебе в вузе?
Обычно этому подвержены эмоциональные и творческие люди с развитым чувственным восприятием и привычкой придавать особое значение событиям и отношениям. Этому может способствовать и стрессовая ситуация: если у человека трудности в других сферах жизни, учеба покажется ему окном в счастливую реальность.
Валерий Гут, кандидат психологических наук и основатель Института Адаптивного Интеллекта
ЧЕМ ПОМОГАЕТ РОМАНТИЗАЦИЯ?
Повышается мотивация
Когда ученики воспринимают образование как нечто идеальное, они видят в нем не просто обязательное занятие, но и шанс реализовать свою «идеальную» жизнь, мечты. Это пробуждает целеустремленность и желание учиться усерднее.
Улучшается эмоциональное состояние
Когда рутина не воспринимается как рутина, а уроки и домашки погружают в привлекательный образ «ученика», студенты становятся удовлетворены процессом. Все это помогает побороть стресс и даже снизить усталость.
Проще концентрироваться
Романтизация помогает быть в процессе здесь и сейчас. Даже несмотря на то что «здесь и сейчас» идеальны, метод развивает способность замечать мелочи и наслаждаться ими. Так, «романтизирующий» приравнивается к понятию «медитирующий».
Романтизируя учебу, мы представляем ее как путь к личностному росту, новым горизонтам и осуществлению мечты. Такой подход может вдохновлять, мотивировать, помогать преодолевать скуку и сложности, снижать уровень стресса. Благодаря этому легче переживать ошибки и получать удовольствие от процесса.
Валерий Гут, кандидат психологических наук и основатель Института Адаптивного Интеллекта
ТАК ЛИ ИДЕАЛЬНА РОМАНТИЗАЦИЯ?
В очаровании хорошо все, кроме одного — за ним часто следует разочарование. Метод романтизации поэтому настораживает: идеальная картинка, которую мы создадим, обязательно хоть раз споткнется о реальность.
Если учеба не соответствует нашим ожиданиям, или ожидания слишком завышены, мы рискуем упасть духом. Вместо радости от новых знаний мы получаем стресс от несоответствия реальности мечте. Погружаясь в грезы о будущем успехе, можно легко забыть о том, что для его достижения нужны ежедневные усилия.
Валерий Гут, кандидат психологических наук и основатель Института Адаптивного Интеллекта
1. Отсутствие целей
Романтизируя учебу, обучающиеся перестают стремиться к чему-то новому. Фокус учеников направлен исключительно на то, чтобы «влюбиться» в процесс, поэтому часто они забывают о планах на будущее, конкретных целях.
2. Повышенная нагрузка
Энтузиазм может привести к желанию изучать больше, чем требуется. В результате обучающиеся забывают, что нужно отдыхать и восстанавливать силы. Такое усердие приводит к переутомлению, снижению эффективности, а в будущем вообще появляются психоэмоциональные трудности.
УЧЕБА — НЕ ТОЛЬКО УДОВОЛЬСТВИЕ
Грань, когда поиск мотивации превращается в романтизацию, можно не перешагивать, если помнить, что учеба, как ни крути, еще и труд.
Важно сохранять баланс между своими идеальными представлениями и тем, как все есть на самом деле. Учеба — это не только увлекательное приключение, но и серьезный труд, который требует усилий. Не стоит идеализировать учебный процесс, нужно быть готовым к трудностям, и тогда романтизация станет источником вдохновения и поддержки на пути к знаниям.
Валерий Гут, кандидат психологических наук и основатель Института Адаптивного Интеллекта