Если ты постоянно развиваешь карьеру (или только задумываешься об этом), тебе точно стоит знать о надпрофессиональных навыках. И нет, речь не про хард и софт скиллс!
Надпрофессиональные навыки — это компетенции, которые помогают человеку адаптироваться к постоянным переменам рынка труда. И в то же время оставаться востребованным в своей нише. Недаром их еще называют гибкими навыками.
Проект «Атлас профессий», с автором которого мы не так давно разговаривали
о будущем рынка труда выделяет 11 видов таких навыков: например, человек должен уметь управлять проектами, немного программировать и работать с ИИ, иметь экологическое мышление и, конечно же, научиться работать в условиях неопределенности.
Сложно все это понять, правда? Именно поэтому мы поговорили с экспертом крупнейшего сервиса по поиску работы hh.ru СЗФО Марией Бузуновой о том, кому, зачем и как развивать гибкие навыки.
Потрясения затронут людей, которые не умеют учиться
О том, какие профессии и навыки будут востребованы в ближайшем будущем, ПУ рассказывает ведущий образовательных программ МШУ «Сколково» Дмитрий Судаков
Читать далее
ЗАЧЕМ ИХ РАЗВИВАТЬ?
Сейчас компании ищут специалистов с широким спектром навыков, которые умеют анализировать и быстро учиться, управлять командой и адаптироваться к переменам.
Например, современные журналисты должны уметь писать, снимать, монтировать. А менеджеры управлять не только проектами, но и собственным стрессом.
Работодателям нужны такие люди не потому, что они хотят сэкономить на вас, навесив разные задачи. А потому, что мир, а вместе с ним — рынок труда и бизнес-процессы - постоянно меняются. Значит, и задачи сотрудника могут радикально измениться в короткие сроки.
КОМУ НУЖНЫ ГИБКИЕ НАВЫКИ?
Абсолютно всем. Не важно, какого вы пола, возраста, какой окончили вуз, какую профессию выбрали или в какую компанию устраиваетесь. Даже если вы программист или инженер, интроверт или не карьерист — гибкие навыки нужны. Почему?
1. Вы не работаете в вакууме, а постоянно находитесь в контакте с людьми. Даже программист вынужден общаться с менеджером или заказчиком.
2. Надпрофессиональные навыки в отличие от hard skills прокачиваются (и это подтверждают исследования) в 2-3 раза дольше. А если учесть, что рынок труда постоянно меняется, и человек за пару лет может сменить несколько профессий, то гибкие навыки позволяют быстрее адаптироваться в новой сфере. Возьмем условный кейс:
Чтобы выйти из вуза прокаченным специалистом, прокачивать гибкие навыки стоит с первого дня учебы.
Профориентация-2024: полезные сайты для выбора вуза и профессии мечты
Полезную подборку для выпускников составила Снежана Ишкова, ЛГУ им. А.С. Пушкина
Читать далее
КАК РАЗВИВАТЬ ГИБКИЕ НАВЫКИ?
Гибкие навыки развиваются на практике, то есть во время выполнения тех самых обычных рабочих задач. Поэтому очень важно проходить стажировки и участвовать в реальных проектах. Не путайте их с школьными и студенческими!
А вот мягкие навыки помогают развивать обучающие курсы и как это не странно чтение книг. Работает это так: вы погружаетесь в ситуацию, пропускаете ее через себя и таким образом учитесь.
1. Будьте коммуникабельными. Учитесь слушать и задавать вопросы, будьте открыты для обратной связи. Помните, что конструктивная критика помогает вам расти как специалисту!
2. Учитесь строить отношения с коллегами. Будьте отзывчивыми, терпимыми и уважайте точку зрения каждого участника команды. Это поможет вам находить компромиссы и работать над проектами эффективнее и без лишнего стресса.
3. Учитесь разрешать конфликты. Не бойтесь разногласий — они всегда возникают. Но вместо того, чтобы рефлексировать, постарайтесь понять причины конфликта, а затем предлагайте решения.
4. Учитесь работать в команде. Попробуйте принять участие в тренингах по командной работе, изучите литературу по этой теме, наблюдайте за опытными коллегами. Будьте открытыми к новым идеям и готовыми к обучению.
5. Будьте проактивными. Берите инициативу в свои руки, предлагайте помощь и усердно выполняйте задачи. Показывайте свою заинтересованность и желание помочь команде достичь общей цели.
6. Поддерживайте позитивный настрой. Будьте энергичными, оптимистичными и внимательно относитесь к участникам команды. Поддерживайте коллег, вдохновляйте и мотивируйте их и себя к достижению общих целей.
Фото: Freepik.com