В обществе существует множество стереотипов, один из них, что все парни — технари, а девушки — гуманитарии. Действительно, даже сейчас, когда доступ к образованию есть у всех, а в науке все чаще можно услышать женские имена, к девушке, решившей пойти в технический вуз, существует много вопросов.
Полина Евдокимова — студентка механико-математического факультета МГУ. Все экзамены девушка сдала практический на высший балл — за профильную математику и русский 98, за физику 95, а по ДВИ в вуз у нее максимальный результат — 100 баллов. По ее словам, она выбрала именно МГУ, так как только там и во ВШЭ есть кафедра фундаментальной математики в Москве. В вышке у нее не сложились отношения с администрацией и студентами, зато, побывав в МГУ на дне открытых дверей, она решила: «Точно сюда!»:
Вместе с Полиной Евдокимовой разбираемся, какого учиться девушке на мехмате МГУ.
Жить без математики «грустно и невкусно»
Полина учится на пятом курсе механико-математического факультета МГУ на кафедре высшей алгебры, что значит, что у студентов практически нет прикладных направлений, и они занимаются только фундаментальной наукой, что требует повышенной усидчивости и терпения.
Математикой она совершенно случайно увлеклась в седьмом классе и вскоре начала учиться в физико-математической школе. До десятого класса у нее было миллион разных идей, с чем связать свое будущее: от политики до инженерии, но когда надолго заболел учитель алгебры и геометрии, Полина поняла — жить без математики ей «грустно и невкусно». Именно это и повлияло на ее выбор направления, так что мехмат МГУ был для нее идеальным выбором.
И хоть родители всегда поддерживали ее во всех начинаниях, остальные родственники искренне недоумевали, зачем Полине идти на мехмат: «Ты же девочка!».
Сексизм на факультете
Несмотря на предрассудки старшего поколения, Полина говорит, что никогда не сталкивалась с сексизмом и дискриминацией на факультете, чего не скажешь про ее подруг, которым не так повезло. «Вам здесь не место, нужно дома борщи варить!» — так говорили преподаватели подругам девушки. Несколько раз им в лоб говорили: «Они же девочки, что с них взять, все равно ничего не поймут!»
Были и другие ситуации, без принижения девушек, но все равно с сексистким намеком. Например, мужчины-преподаватели иногда могут завышать студенткам оценки, так как «им и так сложно среди парней, они заслуживают к себе самого лучшего отношения», и не отправлять девушек на пересдачи, ведь их и так мало, «давайте не будем уменьшать их количество».
Сама Полина отмечает, что это все слухи и сплетни, и сама им не очень доверяет. Например, она рассказывает про случай, как ходила сдавать досрочно экзамен лектору, про которого на потоке гуляет слух, что он сексист: «Было страшно. У меня был выбор сдавать ему и закрыть пораньше сессию или пойти на основной экзамен. В итоге пошла все-таки к нему, а он оказался супер-милым дядькой, который очень лояльно спрашивал всех пришедших вне зависимости от пола».
По словам Полины, может кто-то обозвал его так из мести за плохую оценку, а может он действительно кого-то обидел. «В общем, все эти слухи нужно делить пополам, как минимум», — советует она.
Учеба и дружба
И, хоть сама Полина ни разу не была на пересдачах (вовсе не из-за того, что она девушка!), а экзамены бывает страшно сдавать, про учебу она отзывается так: «Я не могу сказать, что мне сложно. Трудозатратно — да, временами что-то непонятно — да, но мне нравится то, чем я занимаюсь.»
Вузовская высшая математика сильно отличается от школьной, так что может неожиданно оказаться, что это совершенно не то, чем хотелось заниматься. Как объясняет Полина, у них нет такого предмета как «высшая математика», а есть просто миллионы различных курсов, которые изучают разные аспекты математики, например, матанализ, теория чисел, аналитическая геометрия, линейная алгебра и много чего другого. И если в школе ученикам даются шаблоны с решениями задач, то в вузе студентам объясняют, как именно работает конкретный раздел математики. Почти нигде в вузовской математике нет четкого алгоритма действий, зачастую решение задач — чистое творчество, по словам Полины.
Также усложняется сама программа, объем и глубина материала и сложность задач увеличиваются. В рамках курсовых работ от студентов требуется обобщить или доказать раннее недоказанные утверждения, так что каждый раз курсовая работа — это маленький шажок в науке.
Полина говорит, что ей было очень сложно в первый семестр, она много нервничала и расстраивалась, но не из-за сложной программы, а потому что было одиноко и непривычно. Большинство студентов боятся признаться в том, что чего-то не понимают, боятся задавать вопросы, чтобы не потерять лицо. Из-за резкого изменения школьной программы на вузовскую, когда на первокурсников сваливается огромный снежный ком информации, вчерашние отличники тушуются и не хотят показаться глупыми другим, из-за чего и происходит такое напряжение в самом начале.
Как истинный математик, Полина даже привела статистику соотношения девушек и парней на курсе — один к семи. У нее на потоке, например, из 82 человек только 14 девочек, причем половина в ее группе. К тому же, среди наиболее успешных студентов девочек тоже половина, так что прямой зависимостью между успеваемостью и полом нет.
Но без любви к математике вам тут не обойтись, без этого учиться на мехмате бессмысленно, советует Полина. Так что, девушки, если вы горите этим делом и хотите заниматься тем, что предлагает факультет, или же после выпуска хотите связать свою жизнь с точными науками, то смело идите на мехмат и не бойтесь предрассудков.