Cодержание
Дорама «Мышь» (2021, 18+) — это захватывающий южно-корейский психологический триллер, который погружает зрителя в мир тайн, интриг и моральных дилемм. Сериал, состоящий из 20 эпизодов и двух спец. серий, был выпущен на платформе tvN и быстро завоевал популярность благодаря своей уникальной сюжетной линии и виртуозной игре актеров. Вскоре проект получил 57-ую премию Пэксан в категории «Лучший актер второго плана» и премию Asia Artist в категории «Главный приз (Дэсан)».
В центре сюжета — история двух друзей, Чон Ба Рыма и Ко Му Чи, которые сталкиваются с серией убийств, связанных с их прошлым. Если вы любитель тру-крайма, то этот сериал мы бы настоятельно посоветовали поставить в приоритет к просмотру. Почему — рассказываем дальше.
Осторожно, спойлеры!
Появление замыслаПоявление замысла
Криминальная дорама «Мышь» основана на реальных событиях. В 2017 году в Южной Корее произошло преступление — 17-летняя студентка убила и расчленила 8-ми летнюю девочку. Это событие потрясло всю Корею, но резонанс произвело не само преступление, а полное отсутствие эмпатии у студентки.
Когда мать погибшей спросила у девушки, раскаивается ли та в содеянном, виновница ответила: «Мне жаль, что в такую хорошую погоду я не могу видеть, как цветут вишни».

Эта сцена четко дает понять, что такие психопаты «сломаны», в них нет человечности. Более того — сценаристы фантазируют, добавляя «взгляд психопата». В нем отражается пустота и отсутствие эмоций, его могут определять другие психопаты и те, кто специализируется на работе с ними.
Примечательно, что композиция сериала кольцевая — этот взгляд мы видим у Чон Ба Рыма в начале сюжета, когда он посещает тюрьму, и в развязке — когда он сам является частью преступного мира.

Самый запутанный сериалСамый запутанный сериал
Сюжет дорамы «Мышь» разворачивается вокруг офицера Чон Ба Рыма (Ли Сын Ги), добропорядочного и активного гражданина, и его друга-наставника Ко Му Чи (Ли Хи Джун) — детектива, расследующего серию жестоких убийств. Убийства связаны с психопатом, который оставляет загадочные подсказки на местах преступлений. По мере развития сюжета выясняется, что убийства имеют глубокую связь с прошлым главных героев и их личными трагедиями.

До просмотра этой дорамы самым запутанным сериалом заслуженно считался «Тьма», поскольку в нем используется множество научно-фантастических приемов, которые наслаивались друг на друга. Однако, в отличие от нашей дорамы, немецкая «Тьма» давала определенную ясность сюжета, постепенно раскрывала связи, которые могли предполагаться зрителем.
В нашем случае каждое предположение запускает разветвления событий, которые в итоге оказываются неверны. Сериал выстраивает психологическую игру с зрителем, как бы издеваясь над вашей уверенностью и попытками создать логические связи. Каждое незначительное действие героев, каждая ключевая сцена заставит вас сомневаться — правда ли это или же лишь очередная попытка режиссера запутать вас. Кстати, почему так происходит?

Структура сериала построена таким образом, что каждый эпизод раскрывает новые детали, которые постепенно складываются в единый пазл.
К тому же важным элементом сюжета является моральная дилемма, с которой сталкиваются главные герои: можно ли оправдать убийство ради спасения жизни других людей? Такой ход становится еще одним поводом, почему сериал будет держать вас в неведении вплоть до последней серии.
Этим вопросом задается каждый зритель во время просмотра. В сериале множество раз будет появляется мышь — она служит символом, дающим ключ к разгадке сюжета.

Впервые мы увидим мышь, помещенную в террариум со змеей. Она, вопреки ожиданиям наблюдателя, будет защищаться и бороться за свою жизнь, нападая на змею. Выжила ли мышь в итоге? Зритель так и не узнает до окончания сериала.
Эта сцена стала метафорой сюжета, но кому досталась какая роль в этой борьбе — не будет известно вплоть до развязки всех сюжетных линий. Мышь будет появляться в тюрьме, в лаборатории, на улице, и даже в школе — но её роль будет казаться двойственной и непонятной. Лишь в момент кульминации фраза Сон Йо Хана разрешит все сомнения: «Мы — лабораторные мыши».
Актеры Актеры
Одной из сильных сторон дорамы «Мышь» является мастерская игра актеров. Ли Сын Ги в роли полицейского Чон Ба Рыма передает всю глубину и сложность своего персонажа, который борется с внутренними демонами и моральными дилеммами. Его игра полна эмоций и глубины: нежный, безобидный, добродушный и всеми любимый «герой нации» является самым жестоким серийным убийцей.

В сериале отражен некий конструкт идеального преступника, не оставляющего следов. Этот яркий контраст между «реальностью»-иллюзией и действительностью сильно удивляет зрителя. Герой с малолетства будет скрывать внутреннего «монстра», прорабатывая каждое утро улыбку и имитируя радушие и невинность, небывалую духовную чистоту, прикрывающую ненависть ко всем и жажду крови.

Другое дело Ко Му Чи (Ли Хи Джун) — помощник и защитник убийцы, умело скрывающегося под добродетельной маской. Он показан героем, диаметрально противоположным Чон Ба Рыму — пытается всем доказать свою жестокость, злость, обиду, независимость и силу воли. Но в действительности он жалеет даже тех, кого ненавидит Он — неидеальный человек и необразцовый детектив. Свои недостатки Ко не скрывает, напротив — он предельно прост в отношении к себе, к людям и событиям.

Роль второстепенных персонажей — раскрыть двух главных героев, они работают, словно система, которая показывает борьбу психопата и детектива в разных ситуациях. Все герои будто находятся в замкнутом пространстве, и отсюда у зрителя появляется ощущение, что «мышь» так или иначе будет загнана в угол. Также большинство второстепенных персонажей близки как к Ко Му Чи, так и к Чон Ба Рыму, поэтому создается впечатление о равенстве двух героев. То есть до конца сериала мы не можем предположить, что офицер Чон — антагонист своего наставника, но мы уверены, что он его друг и надежный напарник.

Тематика и моральные дилеммыТематика и моральные дилеммы
Одна из основных тем дорамы «Мышь» — моральный выбор между убийством и спасением жизней других людей. Исследования доктора Дэниела Ли, чья сестра погибла от рук «Охотника за головами», позволяют выявить ген психопата ещё в стадии развития эмбриона. Однако, существует вероятность в 1%, что ребенок окажется гением с эмпатией, а не убийцей.

Этот ген действительно существовал у прототипа главного героя: его отличие состоит в отсутствии зеркального нейрона, отвечающего за раскаяние. Принудительный аборт при обнаружении гена кажется разумным выходом. Но Сон Йо Хан попал в 1%, и благодаря ему серийный убийца был пойман. Если бы закон вступил в силу, то этого гениального нейрохирурга не существовало бы.
И эту тонкую грань между спасением множества людей и убийством невинного сериал предлагает осмыслить. Насколько этичны эти методы и есть ли более гуманное решение? Очевидно, что оно существует — необходим лишь постоянный контроль государства при выявлении гена убийцы, и это будет человечнее чем идея о стерильном обществе.

Так, сериал поднимает вопросы о природе добра и зла, и о том, насколько далеко человек может зайти ради спасения близких.
Другая важная тема — влияние прошлого на настоящее. Главные герои сталкиваются с последствиями своих решений и поступков, что приводит к новым конфликтам и драмам. Это говорит о важности принятия ответственности за свои действия и последствия, которые они могут иметь.
После окончания 1 сезона есть возможность посмотреть 2 специальные серии. Как мы отмечали ранее — весь сюжет дорамы показан через призму социума, но что насчет точки зрения главного действующего лица? Сериал был бы неполноценен и необъективен без участия второй стороны. Поэтому в этих сериях мы слышим мысли офицера Чона, видим его ухмылки и все то, что в первом сезоне происходило «за кадром».
Наконец он представлен хладнокровным, безжалостным и гениально хитрым. Он не упускает ни одной детали и при этом успевает насладиться «игрой». Его убийства сопровождаются ликованием, а всех вокруг он считает идиотами.
Вторая серия рассказывает о том, как Чон Ба Рым стал таким, какой он есть, показывая его детство и момент, когда он осознал свою сущность. Благодаря этим эпизодам мы видим полную картину происходящего.

Визуальный стиль и режиссураВизуальный стиль и режиссура
Режиссер Чхве Джун Бэ использует мрачные и атмосферные декорации, которые создают тревожную атмосферу. Сцены убийств и расследований сняты с большим вниманием к деталям, что добавляет реализма и напряжения. Щепетильность в изображении кровавых сцен и сюжетная оригинальность схем преступлений не даёт исчезнуть интриге и позволяет каждому напрячь извилины и открыть в себе детективные способности. Так создается ощущение имерсивности, нахождения непосредственно там, внутри сериала.
Съемки дорамы проходили в различных локациях, включая Сеул и его окрестности. Режиссер Чхве Джун Бэ уделял особое внимание выбору локаций, чтобы создать аутентичную, символическую картину. Использование естественного освещения и натуральных декораций чаще позволяет легко создавать у зрителя гнетущее ощущение, реже — чувство умиротворения и гармонии. В сериале либо идет дождь в ночной тьме, либо желтый болезненный свет солнца покрывает все вокруг.

Особенности и недостатки сериалаОсобенности и недостатки сериала
Если вы уже знакомы с дорамами, то наверняка знаете об их особенностях, таких, как: растягивание звуков у актеров, мычание и излишняя «плаксивость» в голосе (особенно у женщин). Здесь этого нет, что уже располагает русского зрителя к просмотру.
Второе — кинокартина заставляет прочувствовать весь спектр эмоций: вы будете нервничать, грустить, переживать, радоваться и умиляться, раздражаться и даже злиться. Такой психологический отклик у зрителя говорит о профессионализме актеров и качественном подходе к изложению идей сериала.
Но одну эмоцию все же выделим — это сочувствие к преступнику. В сериале органично вписывается вопрос: «Внезапно появившаяся эмпатия у убийцы — это наказание или помилование?». И на этот вопрос нет однозначного ответа. Скорее всего эта эмпатия является и тем, и другим.


Следующий аспект мы бы назвали пограничным, поскольку он одновременно и раздражал, и возбуждал интерес. Заключается он в резком прерывании сюжета в самом апогее локальных (эпизодических) конфликтов. Для кого-то это будет недостатком, однако сейчас этот прием используется практически везде для поддержания ненасытного любопытства.
Единственным недостатком является множество корейских имен, которые сложно различать русскому зрителю. Но после просмотра нескольких серий появляется возможность различать ведущих персонажей.
«Мышь» — это не просто очередной триллер, а глубокое исследование человеческой природы. Сериал оставляет зрителя с множеством вопросов и размышлений, что делает кинокартину еще более ценной и значимой. Если вы ищете дораму, которая заставит вас задуматься и переосмыслить свои убеждения, «Мышь» — это именно то, что вам нужно.
