А ведь раньше сказки никогда не отличались особым спросом у кинопроизводителей. В какой момент сказочные фильмы стали популярны, чем они привлекают зрителей и авторов кино и что ждет жанр в будущем, разбираемся вместе с экспертами.
Почему сказки в тренде?
На самом деле сказки и до 2022 года были популярны в стране. Так, картина «Конёк-Горбунок» (2021) собрала в российском прокате около 1,2 млрд рублей, в то время как долгожданная диснеевская премьера «Круэлла» (2021) — 800 млн рублей. При том, что по рейтингу Кинопоиска второй фильм, пусть незначительно, но все же превосходит первый. По этой логике фильм про становление главной антагонистки сказки про 101 далматинцев должен была превзойти экранизацию «Горбунка» по сборам. Но этого не произошло.
С другой стороны, семейный жанр на тот момент тоже не был в приоритете у зрителей: в спросе оказывались научно-фантастические фильмы, фэнтези и боевики. Причем, большинство из них — зарубежного производства: «Дюна», «Шан-Чи и легенда десяти колец», «Гнев человеческий», «Веном 2».
Точку в гонке между российскими и голливудскими фильмами поставил уход крупных зарубежных кинокомпаний в 2022 году — Warner Bros., Disney, Sony Pictures и других. С этого момента крупные блокбастеры и фильмы про супергероев ушли с больших экранов, а ленты проката стали постепенно пустеть. Сначала кинотеатры транслировали вновь запущенную двулогию «Брата», советский фильм «Любовь и голуби», российское фэнтези прошлых лет. Однако и зрителям, и компаниям было ясно, что на одной «киноностальгии» не вывезти: нужен жанр или ниша, которая полюбится старшим и младшим и станет этаким новым трендом кино.
После триумфа «Чебурашки» (2022) — экранизации сказочной повести Эдуарда Успенского, собравшей $86,1 млн, вывод стал очевиден: зрителям нравятся волшебные истории, в которых добро побеждает зло, а ближе к титрам на авансцену всегда выходят дружба, верность и любовь. Об этом же говорит кинокритик Вячеслав Зобов.
Сказки же практически гарантировано получают ПУ. Они отвечают сразу нескольким запросам — государственному, так как являются патриотическим кино про русских героев, и зрительскому, так как подходят для всех возрастов. Да и самим авторам проще работать с такими проектами — можно поднимать разные вопросы (пусть и завуалированно), но при этом риск оказаться в опале минимален.
На руку жанру сыграли и современные технологии визуализации, которые позволяют добавить этим историям зрелищности. Например, в фильме «Летучий корабль» широко использовалась CGI-графика для создания эффектных сцен полётов и магических пейзажей.
Правда, чрезмерный акцент на визуальной составляющей иногда приводит к ослаблению сюжета, как это отмечалось в отзывах к этой же ленте. Зритель, привыкший к качественному контенту, требует не только визуального богатства, но и крепкой драматургии.
Сказка — это еще и психотерапия
Сказочные фильмы действительно позволяют сохранить связь с традициями и ценностями, близкими для российского общества. Но есть более глубинная причина того, почему эта формула работает по сей день: в период нестабильности люди ищут источники поддержки. В этом смысле сказку, по мнению психологов, можно назвать своего рода терапией: именно этот жанр (в литературе и в кино) возвращает веру в добро, справедливость и светлое будущее. А если это еще и зрелищное кино — выплеск адреналина в подарок.
Во многих сказках используются метафоры и символика с двойными смыслами. Так что человеку может быть проще идентифицировать себя с героями фильмов, а это помогает лучше осознавать собственные эмоции, потребности и желания. Порой даже взрослые люди, смотря сказки, могут позволить себе отпустить контроль, по-настоящему расслабиться, а иногда и позволить себе искреннее расплакаться!
Виолетта Сычева, медицинский психолог клиники Open Mind Clinic
Когда «бум» на сказки завершится?
Когда «бум» на сказки завершится?
Сказочные сюжеты, которые каждый помнит с детства, обладают не только культурной ценностью, но и значительным коммерческим потенциалом. Это подтверждают не только кассовые сборы фильмов «Огниво» (более $11 млн) или «Летучий корабль» (почти $13 млн), но и планы киноиндустрий: сейчас в разработке у кинопроизводителей находятся более 60 проектов. Среди них — следующие ожидаемые премьеры:
• «Стальное сердце» (22 мая 2025)
• «Горыныч» (1 января 2026)
• «Буратино» (1 января 2026)
• «Сивка-Бурка» (1 января 2026)
• «Левша» (22 января 2026)
• «Морозко» (2026)
• «Руслан и Людмила» (2027)
А в последние два месяца на большие экраны вышли уже два сказочных блокбастера — «Баба Яга спасает Новый год» (12 декабря 2024), «Домовенок Кузя» (19 декабря 2024), «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» (1 января 2025).
Значит ли это, что перспектива сказок стабильна и ясна? Вячеслав Зобов так не считает: по мнению кинокритика, если в прокате по-прежнему будут появляться однотипные сюжеты, то спрос на сказки, скорее всего, просто начнет падать.
Это, если говорить о зрителях. Прогнозы о будущем же самого жанра выглядят менее туманно. Кинокритик отмечает: сейчас сказки для авторов кино — один из безопасных жанров. Но любой художник скажет, что творить в рамках только одной системы и по одним и тем же правилам невозможно. Поэтому если у кинопроизводителей появится шанс уйти в другое направление — они наверняка им воспользуются.
Сейчас ремейки сказок в российском кино — это не просто модный тренд, а целая культурная волна, которая помогает переосмыслить традиции и найти в аутентичных историях актуальные смыслы. Однако при всей славе и успехе неизменным остается только один вопрос: надолго ли хватит зрителей на однотипные экранизации? Гадать не будем — посмотрим, какой ответ на этот счет даст время.