Cодержание
«Зачем мне учить химию, если этот предмет мне в жизни не понадобится?», «Для чего мне таблица умножения — калькуляторы уже давно изобретены!». И правда, а зачем?
На самом деле (и тебе это не понравится) школьные предметы стоит любить (и изучать) одинаково — даже если в будущем условная химия или математика тебе действительно не понадобятся. И нет, мы не сговорились с учителями: просто одни предметы помогут сдать экзамены, другие — получить аттестат с отличием, а третьи…А третьи просто помогут тебе расширить кругозор.
Другой вопрос — как наконец-то выучить нелюбимый предмет без репетиторов и самобичевания? Об этом мы узнали у школьников и педагогов петербургских школ — они поделились не только советами, но и личным опытом того, как сами пытались полюбить сложные и скучные дисциплины.
Ну и кому нужна эта ваша литература?
Арина Яковлева до конца 9-го класса не любила литературу. Изучение художественных приемов, многочисленных тропов, поиски скрытых авторских смыслов жутко надоедали школьнице, и каждый раз она задавалась вопросом: «Зачем?».
Но после того, как экзамены были написаны, аттестат получен, ей нужно было определиться, куда идти дальше: в колледж или 10-й класс. Арина выбрала второй вариант, и знаете, что выяснилось? Выяснилось, что десятый класс, в который была зачислена девушка, был гуманитарного профиля! Ирония судьбы в буквальном смысле: теперь в расписании у Арины стояло по 7 уроков литературы в неделю, представляете?
Ох уж эта химия!
Дима Маслов, наоборот, учится в техническом классе: уроков химии, которую парень никогда не любил, стало чуть больше. И хотя предмет всегда давался тяжело, поначалу это неудобство не особо волновало школьника: при случае можно же списать или попросить друга решить сложную задачу, верно? Но со временем, когда появились первые контрольные и административные, а в учебниках — мудреные темы, Дима понял, что проблему нужно решать. Иначе можно в конец скатиться до троек-двоек.
Поразмыслив какое-то время, школьник понял, что прохладное отношение к химии возникло из-за пробелов в знаниях и недопонимания с педагогом. Тогда школьник взялся за ум: активно штудировал пройденные темы, решал задачи, проверял свои знания. Не забыл ученик и о проблеме с учителем: после очередного урока Дима признался педагогу, что испытывает трудности с предметом, но уже работает над ними, а между словом отметил — будет здорово, если педагог поможет ему осилить этот предмет!
И это помогло! С недавних пор ему действительно начала нравиться дисциплина.
Что есть синус и кто такой косинус?
А вот историю Саши можно назвать вполне классической: девушка учится в 8-м классе и уже который месяц пытается понять ужасную и великую геометрию — как бы ни старалась девушка, предмет ей никак не давался. Она даже пыталась восполнить пробелы вместе с репетитором и с помощью различных онлайн-вебинаров, но все было безуспешно.
К концу четверти, когда в дневнике стала вырисовываться тройка, Саша поняла, что за предмет нужно взяться основательно. Однако со штурмом предмета снова возникли проблемы: заумные фразы школьного учебника только запутывали девушку, так что восьмиклассница решила просто посещать дополнительные занятия в школе.
Оказывается, учитель прекрасно объясняла материал, но из-за активистской деятельности Саша нередко пропускала уроки, на которых объяснялась теория, и попадала только на «контрольные» занятия, на которых она и ее одноклассники решали задачи, писали проверочные и другие работы.
Причина была найдена, оставалось только понять, как ее устранить. К счастью, особых сложностей с решением не возникло: учитель заверила Сашу, что готова помочь ей подтянуть знания.
В итоге школьница наконец-то начала понимать геометрию — а вместе с пониманием появился и интерес.
Зачем учить? Отвечают педагоги
Думаешь, учителям приходилось легко в школьные годы? А вот и нет! Им тоже приходилось учить «бесполезные уроки»: преподаватели биологии зачем-то зубрили даты по истории, учителя физики — виды рифмовок, а тренеры по физкультуре сидели над алканами и алкенами. «Ну это учителя, они сто процентов были отличниками», — скажешь ты. Поверь, твоим педагогам тоже не нравилось изучать некоторые предметы в школе. Если не веришь, предлагаю проверить самостоятельно: расспроси своих преподавателей о том, с какими предметами им было сложно, как они решали эту проблему.
Ну а пока вернемся к советам: как выучить нелюбимый предмет и всегда ли это нужно? Мнения на этот счет у преподавателей разные.
Учитель биологии Марина Морозова, например, считает, что все школьные предметы учат мыслить и анализировать. А это значит, что забрасывать одни дисциплины в пользу других не стоит. Вместо этого попробуй совместить приятное с полезным: начни изучать нелюбимый предмет вкупе со смежной дисциплиной.
Не любишь литературу, но нравится история? Попробуй изучать художественные произведения с уклоном на историю: ищи параллели между выдуманным сюжетом и реальными событиями, находи исторические неточности в литературных текстах.
А если ты убежден, что изучение скучного предмета — бесполезная трата времени? Значит, советует заместитель директора по воспитательной работе Лада Дукул, нужно просто выполнять требования, которые накладывает учитель: выполнять домашку, готовиться к контрольным, учить формулы. А вот заставлять себя любить предмет — не обязательно:
Так как полюбить сложный предмет?
Сделай первый шаг. Не жди, пока учитель начнет рассказывать простые темы. Сделай первый шаг сам: смотри образовательные видеоролики, слушай подкасты, посещай занятия.
Не пытайся принять — попытайся понять. Если тема понравилась, изучи ее досконально. В дальнейшем тебе будет проще с изучением других похожих тем нелюбимого предмета.