— Что привлекательного в профессии прокурора?
— Для меня это возможность проявить свое постоянное желание помогать людям, защищать Родину и спокойствие населения. Когда видишь какие-то новости о преступлениях или правонарушениях, каждый раз очень сочувствуешь людям, переживаешь за них и думаешь: «Я бы очень хотела стать таким человеком, который будет способен уменьшить количество зла, происходящего в обществе». А еще привлекательно отношение людей к профессии прокурора. Они понимают, что всегда могут обратиться к нам и получить помощь уже на государственном уровне.
— Это самая интересная профессия, связанная с социально-гуманитарными науками, в сфере юриспруденции. Прокуроры очень много работают с людьми, постоянно применяют свои аналитические способности, часто публично выступают, развивая ораторские навыки. Также большой плюс — хорошее материальное обеспечение и авторитетность профессии.
— Я понимала, что это деятельность, где ты постоянно работаешь с нормативно-правовой базой, что-то читаешь, анализируешь, при этом не ограничиваешься там одной-двумя книжками. В итоге действительно оказалось, что мне надо постоянно работать с кучей материала, с огромным количеством документов, при этом еще надо уметь их составлять. Также нужно постоянно работать с людьми и нести при этом ответственность даже в процессе обучения. Я этого и ожидала, для меня это интересно.
— Какие привилегии профессии прокурора вы можете отметить?
— У прокуроров есть хорошая материальная база для социально-бытового обеспечения. Это, например, оплата путевки в прокурорские санатории раз в год, бесплатный общественный транспорт, гарантия высокой пенсии. Также это власть. Как у представителей государственных органов, у нас больший авторитет в обществе. Мы, конечно, этим не пользуемся в непрофессиональной деятельности, это запрещено, но тем не менее это высокий статус нашей профессии.
— Ну, вот тех привилегий, которые я назвала, у нас, естественно, нет. Однако мы получаем материальную помощь от прокуратуры субъекта. То есть помимо стипендии нам еще и выплачивают эти деньги.
— Минусы на самом деле есть, как и во всех профессиях. Как правило, у нас будет ненормированный рабочий график, 90% нашей работы — это работа с документами, бумажная волокита. Кроме того, это строгое соблюдение сроков, ведь пренебрежение ими грозит штрафом. Но это минус только с одной стороны, с другой — это просто специфика профессии: огромная ответственность. Мы должны быть идеальными людьми как в профессиональной деятельности, так и в жизни.
— Было тяжеловато из-за специфики целевого обучения, потому что помимо ЕГЭ мы должны были пройти собеседование на разных уровнях. Сначала ты проходишь собеседование у прокурора на районном уровне, они решают, можно ли тебе идти в следующий этап в региональной прокуратуре. Если ты проходишь, то попадаешь на психологическое тестирование. Оно длится несколько часов, включает прохождение различных тестов и индивидуальную беседу с психологом. После тебя распределяют в одну из четырех групп профессиональной пригодности согласно психологическим характеристикам и моральному облику. Если ты соответствуешь, то ты проходишь уже в последний этап, где роль играют твои баллы ЕГЭ, естественно, они не могут быть низкими. Здесь ты уже проходишь индивидуальное собеседование с прокурорами республики, в которых ты себя представляешь. И вот только тогда они решат: поступил ты или нет.
Кроме того, есть сложность с бюрократией. Помимо документов в университет мы оформляли огромное количество бумаг в прокуратуру. Так как это профессия связана напрямую с государством, ты предоставляешь информацию не только о себе, но и о всех близких родственниках.
Как и во всех университетах, на самом деле, это большое количество информации, которое нужно обрабатывать. При этом нужно учиться на отлично, а также участвовать во внеучебной деятельности. Первое время было тяжеловато с тем, чтобы привыкнуть к специфике университета, потому что здесь мы учимся не ради цифр, оценок как в школе, а вот именно для того, чтобы получить знания.
— Мы должны быть идеальными людьми, примером для всех. У нас есть кодекс профессиональной этики. Это официальный нормативно-правовой документ, в котором прописаны все те качества, все те ограничения и требования, которые есть у прокуроров. Например, не заниматься какой-либо коммерческой деятельностью, за исключением творческой, научной и преподавательской. Мы не должны совершать поступков ни в процессе работы, ни в целом жизни, которые могли бы вызвать вопрос о нашей чести и достоинстве или прокуратуры. То есть даже если действия таковыми не являются, но вызывают или могут вызвать сомнения, то это уже не позволительно.
Также есть ограничения в отношении нашего поведения, то есть мы не можем себе позволить, например, выкладывать какие-либо фотографии или посты, которые могут вызвать сомнения в нашем моральном облике. Поэтому у нас намного меньше свободы в социальных сетях, чем у других людей. Мы не можем быть подписаны на определенные сообщества ВКонтакте и Телеграм-каналы, иначе за это следует дисциплинарное взыскание. С этим я тоже столкнулась на первом курсе. Проходят проверки наших страниц ВКонтакте, в том числе смотрят наши личные сообщения, и если нашли что-то, что может вызвать вопросы, то вполне могут отчислить. Такие истории были.
— Напряжение в университете в плане строгого соблюдения правил, конечно, есть. Но это связано с нашим возрастом, ведь мы еще недалеки от подростков и в нас есть бунтарская черта, желание выражать постоянно свои мысли, эмоции, не соглашаться с какими-то правилами, которые нам не нравятся. Было тяжеловато первое время, сейчас мы ко всему привыкли.
— Да, было трудно, в том числе из-за правил, которых может и не быть в других университетах. Например, у нас обязательное соблюдение дресс-кода, официального делового стиля. Это требование, которому мы обязаны соответствовать, иначе накладывается дисциплинарное взыскание. Я, как человек, который любит ярко одеваться, при этом обожаю, конечно, официальный деловой стиль, столкнулась с тем, что мне пришлось перекрасить волосы из красного цвета в более темный. Я перестала носить какую-то яркую одежду. Сначала хотелось, конечно, с этим поспорить, но сейчас мы понимаем, зачем это нужно, и даже готовы это пропагандировать.

— Не бояться. Быть готовым к тому, что в университете будет поступать намного больше объема информации и накладываться намного больше ответственности, чем в школе. То есть это надо сразу осознать и быстро к этому привыкнуть.
